Сайт для воспитателей детских садов




( 2 Голосов ) 


Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

 

Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.

Проведение занятий проходит по принципу от простого к сложному, по определенным правилам:

- самостоятельный выбор изобразительных материалов ребенком;

- материал, на котором будет нанесено изображение, выбирает ребенок;

- обучить ребенка различным техникам изображения;

- сформировать умение применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различных видов.

Все занятия проводятся с использованием методов музыкального развития ребенка, развития речи, ознакомления с окружающим. В проведение занятий включены, как индивидуальные, так и коллективные приемы.

Методической основой проведения занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является методы педагогики сотрудничества. Обучение проводится в свободных группах, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения воспитателю.

Комплекс непосредственной образовательной деятельности включает систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства нетрадиционных техник рисования и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, которые осваиваются детьми в циклах «Радуга цвета», «В мире волшебства», «Умелый художник».

Технология предполагает три этапа: обучающий, развивающий, творческий.

 

Комплекс непосредственной образовательной деятельности

I этап (обучающий) - 5 занятий
Тематический цикл: «Радуга цвета»
Цель: заинтересовать детей творческим процессом, развивать интерес, любознательность; подводить к созданию многоцветных выразительных образов с помощью нетрадиционных техник рисования, формировать технические умения и навыки.
Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
1. Свободное эксперименти-рование с материалами

 

Различные 1. Выявить умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2. Формировать умение выбирать самостоятельно технику и тему.

Бумага, разведенная гуашь разных цветов, акварель, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования, зубные щетки,

бумажные салфетки, влажная губка.

2. «Путешествие в страну Кляксия». Кляксография 1. Показать выразительные возможности техники - кляксография.

2. Учить дорисовывать детали объектов, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

3. Упражнять в отображении состояния настроения в рисунках.

Листы бумаги, разведенная гуашь разных цветов, трубочки для коктейля, пластмассовые ложечки, кисть для рисования,

бумажные салфетки.

3. «Настроение» Монотипия 1. Знакомство с техникой – монотипия, ее особенностями.

2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

3. Расширить знаний о теплых и холодных цветах, правилах их смешения, развитие чувства цвета, формы, композиции; развитие фантазии и творческого воображения.

Бумага, кисти, акварель, влажная губка.
4. «Новогодний салют»

 

Набрызг 1. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие.

2. Учить отражать в рисунке впечатления от праздника Новый год;

3. Создавать композицию рисунка, располагая внизу – город, а вверху – салют (с помощью набрызга).

Листы бумаги голубого цвета, цветная гуашь, зубные щетки, стакан с водой, салфетки.

 

5. «Зимняя сказка»

 

По мокрому 1. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа, передавать ее колорит в рисунке.

2. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы, используя знания детей.

3. Учить детей рисовать в новой нетрадиционной технике.

 

Лист бумаги с намеченным рисунком (свечой) на каждого ребенка и для воспитателя, материал для рисования (баночки с водой, вата, краска синего и белого цвета, губка, тонкая кисточка);
II этап - (развивающий) - 8 занятий
Тематический цикл: «В мире волшебства»
Цель: развивать понимание детьми средств выразительности для разных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе изобразительной деятельности, специфики каждой техники, умение замечать особенности их сочетания при изображении разных образов.
6. «Фантазии»

 

Кляксография,

«знакомая форма – новый образ»

1. Познакомить с нетрадиционной техникой «знакомая форма – новый образ»;

2. Закрепить умение работать в технике «кляксография».

3. Развивать творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, простой карандаш (различные предметы: ключи, ножницы).
7. «Небо при закате солнца»       Монотипия пейзажная 1. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.

2. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.

3. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Бумага, кисти, акварель, влажная губка.
8. «Лесное царство»

 

Печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, 1. Учить использовать различные виды техник: упражнять в изображении по всей поверхности листа.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

Бумага формата А4, гуашь разных цветов, скомканная бумага, палочки, пробки, салфетки.

 

9. «Лесные звери зимой»   Тычок жесткой кистью 1. Учить создавать выразительный образ диких животных, используя технику тычка.

2. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. 3. Закрепить навыки работы с данными материалами.  

Бумага, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы.
10. «В гостях у феи воображения и фантазии» Цветными мыльными пузырями 1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.

2. Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами.

3. Обобщить и закрепить знания детей о разных жанрах живописи.

бумага формата А5, гуашь, акварель, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором, кисти, стаканчик с водой, губка, фломастеры, маркеры.

 

11. «Зима пришла» Набрызг, оттиск, тампонирование 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

2. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

3. Закреплять умение подбирать необходимые материалы.

Гуашь, акварель, пластиковые коробочки со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, кусочки поролона, зубные щетки бумажные и матерчатые салфетки.

 

12. «Снежная семья». Рисование способом тычка 1. Учить рисовать снеговиков разных размеров.

2. Закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях.

3. Совершенствовать технику рисования тычком.

Бумага, жесткая и мягкая кисти, гуашь, иллюстрации.
13. «Ночной пейзаж»

 

Граттаж «черно –белый» 1. Познакомить детей с новыми изобразительными средствами – углем, свечой, пером и тушью.

2. Формировать умение передавать характерные особенности природы в темное время суток, отражать свое настроение, используя в своей работе новые способы рисования разными материалами.

3. Самостоятельно продумывать композиционное решение, выбирать необходимый формат бумаги и материал для работы.

4. Совершенствовать умение договариваться о совместной работе, анализировать свою работу и работы товарищей.

 Альбомные листы бумаги белого цвета, черные листы, натертые свечой и черной тушью; свечи, тушь черная, акварельные краски черного цвета, птичьи перья, стеки, угольки древесные.
III этап – (Творческий) – 3 занятия
Тематический цикл: «Умелый художники»
Цель: стимулировать потребность детей в творческой самореализации, развивать творческие способности дошкольников. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков, полученных на прошлых двух циклах, учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях.
14.

 

«Сказочный зимний лес» Оттиск капустным листом, картофельными печатками, рисование мятой бумагой, пальчиками, метод "тычка".

 

1. Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.

2. Обобщать представления детей о типичных явлениях в живой и неживой природе.

3. Расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме.

4. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный лист ватмана, листы пекинской капусты, ватные палочки, печатки из картофеля, штемпельные 

подушки.

15. «Морозные узоры»

(коллаж)

Разные 1. Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционным материалом.

2. Закреплять знания о нетрадиционной технике изображения «коллаж».

3. Научить детей поэтапному рисованию узоров нетрадиционным способом (бутылочкой с клеем) и оформить его способом «коллаж».

4. Формировать умение самостоятельно выбирать материалы, соответствующие зимнему настроению.

Стекла, салфетки, тряпочные полоски, вата, перо, манка, мишура, пенопласт,

 

16.

 

«Любимый сказочный герой»

 

Рисование по сырому, тычок сухой жесткой кистью, набрызг, рисование трубочкой, рисование «капельками» 1. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков.

2. учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях.

Бумага, жесткая и мягкая кисти, гуашь, зубные щетки, коктейльные трубочки, губки влажные

 

На первом этапе у детей идет ознакомление с нетрадиционными техниками, с их особенностями и выразительными возможностями, они экспериментируют, создавая рисунки, осваивая разные варианты воплощения замысла. Которые в дальнейшем будут служить фоном последующих работ.

Технология первого этапа заключается в обогащении опыта детей работать с материалами изобразительного творчества (гуашь, акварель) в нетрадиционных техниках (кляксография, монотипия, набрызг, рисование по-сырому). Постепенно происходит накопление детьми художественного опыта рисования в изучаемых техниках, педагогом используется «картотека элементов нетрадиционых техник», которая способствует лучшему запоминанию того или иного элемента, развития творческого воображения и обогащения творческих проявлений на основе создаваемых изображений детьми. Игра и игровые приемы, применяемые в начале творческой деятельности оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей, тем самым повышая их интерес к процессу изобразительной деятельности.

На данном этапе это способствует формированию у детей умения воспринимать и представлять образ, формированию техники и графики рисунка, эстетическому восприятию явлений реального мира, пробуждает интеллектуальную активность, то есть ведет к развитию художественно-творческих способностей. Особое внимание уделяется цвету: его подбору, смешиванию, получению новых цветов. На основе этой технологии реализован цикл занятий «Радуга цвета».

Второй этап эксперимента - «вариативность» называется так потому, что здесь дети принимают активное участие в сочетании и объединении нетрадиционных техник рисования попарно, в разных вариантах в одном рисунке. Это относится к тем техникам, которые были уже освоены ранее и новым, при этом для передачи необходимого художественного образа учитываются выразительные возможности каждой техники: рисование по сырому (фон) + тычок жесткой полусухой кистью (образ); монотипия (фон) + рисование трубочкой (образ); набрызг (фон) + кляксография (образ) и т.д. Такая продуктивная деятельность играет важную роль в воплощении замысла, его обогащении, уточнении, углублении. Она предполагает дальнейшее развитие у детей творческого воображения.

На начальном этапе технологии «вариативность» дети с помощью педагога, учатся высказывать свое мнение по содержанию, стилю художественного выражения в разных подобранных техниках в изображении определенного образа. В конце данного этапа дети самостоятельно подбирают, рисуют и объясняют свой выбор техник по конкретной теме. При этом происходит формирование умений видеть, выделять средства выразительности каждой техники, замечать особенности их сочетания в изображении необходимого образа. Таким образом, сущность этого этапа технологии заключается в объединении нетрадиционных техник и использование искусства для выразительности детских рисунков, расширении опыта художественно-творческой деятельности детей, освоении языка изобразительной деятельности. Этап реализован в цикле «В мире волшебства».

Третий этап - «творческая активность» - направлен на стимулирование самостоятельного творчества детей, создание условий поиска в подборе нетрадиционных техник для рисования нужного выразительного образа к предложенной теме, побуждающих детей к творческой активности, организующих работу воображения.

Педагог использует коллективное творчество детей, формируя при этом потребность работать в команде, умение договариваться, искать что-то новое, необычное, оригинальное. Дети овладев разнообразными нетрадиционными техниками, компонентами ручной умелости, приобретают свободу действий, имеют возможность изображать предметы и явления по-разному, демонстрируют выразительность рисунков - все это дает возможность творческого подхода к воплощению задуманного, показывает новый уровень художественно-творческих способностей дошкольников. Для раскрытия темы рисунка, когда детям предлагается одна тема, а рисунки выполняются в разных техниках и их сочетаниях поощряется и приветствуется самостоятельный выбор. Эта технология реализована в цикле «Умелый художник».

Таким образом, технология предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, способствуя пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, тем самым обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности. Необходимо быть очень внимательным к проявлению индивидуальности восприятия, манере исполнения каждого ребенка.

Необходимым является сочетание обучающего компонента с развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему.

В данной работе использовались упражнения и творческие игры: «Временa гoдa», «Цветнoй круг», «Настроение тучек», «На что похожи наши ладошки», «Три краски», «Превращение пятнышек краски», «Волшебная ниточка», «Неоконченный рисунок», «Волшебники», «О чем рассказала музыка», «Волшебные картинки» и другие в хoде кoтoрых былo виднo, чтo дети зaинтереcoвaны рaбoтoй c крacкaми, проявляют интерес к необычному использованию обычных вещей, стараются воплотить свои задумки, нo необходимые умения и навыки нaхoдятcя нa среднем урoвне. Используя данные упрaжнения и игры предполагается что у детей будет развиваться творческое воображения, умение находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами, умение coздaвaть худoжеcтвенный oбрaз c пoмoщью цветa, а также упрaжняться в применении нетрaдициoнных техник.

Работа с родителями предполагает следующее:

  • проведение индивидуальных консультаций;
  • беседы;
  • разработка рекомендаций;
  • оформление информационных стендов;
  • анкетирование;
  • показ непосредственной образовательной деятельности;
  • проведение мастер – классов по рисованию с использованием нетрадиционных техник;
  • выставки детского творчества и совместного творчества (родители, дети) (см. приложение 16).

Работа с воспитателями:

  • консультации;
  • беседы;
  • показ открытых занятий;
  • семинары-практикумы, которые помогают пополнить их педагогические копилки, в работе с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования;
  • мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования направленные на обогащение знаний педагогов по данной теме.

Взаимодействие педагога, родителей и детей в совместной продуктивной деятельности является важнейшим фактором творческого развития ребёнка дошкольного возраста. От того, какое участие принимают родители в развитии ребенка, зависит будущий потенциал его творчества.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Татьяна
    Спасибо! Очень понравилось,инт ересно!!!

    Подробнее...

     
  • Инна
    Интересный сценарий. Понравилось.Отл ично!

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Очень интересный материал. Особенно понравилась сценка "Разговор". Взяла в свой репертуар, дети ...

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...