Консультация на тему:
«Музыкальная стимуляция формирования эмоционально-волевой сферы младших дошкольников-логопатов»
В психическом развитии ребенка огромное значение имеет своевременное речевое развитие как сложной, многоуровневой деятельности. Задержка речевого развития или отклонения в формировании произношения затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, нередко являются причиной снижения объема вербальной памяти, слухового внимания, лабильности нервной системы и особенностей нарушения эмоционально - волевой сферы.
Отказ от учебной и игровой деятельности в коллективе в младшем дошкольном возрасте является довольно значимой проблемой. Без коррекции речевого развития невозможно качественно обучить ребенка к школе. Если ребенок в подготовительной группе не высиживает на занятии с учителем - логопедом или дефектологом 20-25 минут, то он не сможет в дальнейшем воспринимать информацию, требующую гораздо большего времени и гораздо большего произвольного внимания в условиях школьного обучения. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания младшего школьника с нарушением речи является задача формирования произвольности внимания и эмоционально-волевой сферы. Второй задачей, является коррекция речевых нарушений.
Для качественной работы по формированию правильной речи необходимо научить детей прислушиваться к своей речи и речи окружающих, сравнивать верное и неверное произношение, говорить достаточно внятно и выразительно. Следует помнить, что чистота речи зависит от таких факторов как развитие речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и артикуляционного аппарата. Развитие этих компонентов речи требует специальной «тренировки» в виде многократного повторения упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, логопедической и фонетической речедвигательной гимнастики. Но однообразное выполнение большого количества упражнений ведет к быстрому утомлению снижению произвольности внимания и потери интереса к названной произвольной деятельности. Логопедам и психологам давно известно благотворное влияние музыки на релаксацию и коррекцию заикания у детей. Я решила использовать музыку и в тренировочных упражнениях по развитию артикуляции, длительного речевого выдоха и отработке ритмов у детей с различными нарушениями речи.
Для отработки артикуляционных упражнений мной были подобраны различные музыкальные произведения, такие как DJ Кореец & Мутабор «Relax-Out-Off-Beat» и «Light», Cusco «DA GAMA», «WATERS OF CESME», «MONTEZUMA» так же была использована и классическая музыка Петра Ильича Чайковского «Танец маленьких лебедей».
Звучание произведения DJ Кореец & Мутабор «Relax-Out-Off-Beat» продолжается в течение 2,5 минут. За это время ребенок старшего дошкольного возраста способен выполнить около 60 раз такие артикуляционные упражнения как «Цирковая лошадка» («цоканье» язычком с переключением губ из положения «улыбка» в положение «трубочка»), столько же движений упражнения для язычка под названием «Индючок» в чередовании с упражнением «Дрелька» и «Часики». Такое количество повторов за 2-2,5 минуты артикуляционной гимнастики в обычном темпе выполнить невозможно. У детей при традиционном подходе к выполнению таких артикуляционных упражнений очень быстро наступает утомление и пропадает интерес к занятию. Ритмичная же музыка с паузами позволяет не только с интересом проводить такие упражнения, но и выполнять по 15-20 повторов (вместо 8-10) однотипных движений языком. Кроме того, использование музыки на логопедическом занятии помогает старшим дошкольникам в восприятии темпа и ритма музыки, в переключении с одной артикуляции на другую, умении выдерживать паузу, что тоже очень важно.
Для отработки упражнений пальчиковой гимнастики использовала произведения Cusco «DA GAMA», «WATERS OF CESME», «MONTEZUMA». Используя мелодию Чайковского «Танец маленьких лебедей» проводила упражнения мимической гимнастики. Эти упражнения проводились не только на индивидуальных, но и на фронтальных занятиях как оргмомент, или как физминутка в середине занятия для снятия напряжения и отработки мимических движений. Под музыку «Light» DJ Кореец & Мутабор проводила речевую зарядку (слова М.В. Старинчиковой). При этом на фоне тихо звучащей музыки дети вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют ритмичные движения в такт словам и музыке, показывая на себе части тела:
Топ-топ, хлоп – хлоп
Посмотрите на меня.
Топ-топ, хлоп – хлоп
Это ножки у меня.
Топ-топ, хлоп – хлоп
Это ручки у меня.
Топ-топ, хлоп – хлоп
Это ушки у меня.
Топ-топ, хлоп – хлоп
Это глазки у меня.
Топ-топ, хлоп – хлоп
Это носик у меня.
Топ-топ, хлоп – хлоп
Вот такой - то я друзья.
Проведение ежедневных речевых зарядок и фонетической ритмики под музыку или в сопровождении стихов позволяет добиваться точности и ясности произношения, быстрее автоматизировать поставленные звуки, вырабатывать правильный речевой выдох, успешнее работать над слоговой структурой слов. В результате проводимой работы с использованием музыкальных ритмов удается не только повысить произвольность внимания, активизировать речевую деятельность и мышление детей с нарушением речи, но и быстрее поставить детям отсутствующие звуки. Значительно увеличится произвольность внимания и повысится мотивационная готовность к обучению в школе, кроме того, улучшиться память на словесный материал. Таким образом, музыка, использованная на занятиях учителя-дефектолога, является мощным стимулом речевого развития и формирования эмоционально — волевой сферы старших дошкольников с нарушением речи.
Литература:
Методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию глухих дошкольников (из опыта работы педагогов дошкольного отделения УВК 1838) М., 1997.