Консультация на тему:

«Музыкальная стимуляция формирования эмоционально-волевой сферы младших дошкольников-логопатов»

 

В психическом развитии ребенка огромное значение имеет своевременное речевое развитие как сложной, многоуровневой деятельности. Задержка ре­чевого развития или отклонения в формировании произношения затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, нередко являются причиной снижения объема вербальной памяти, слухового внимания, лабильности нервной системы и особенностей нарушения эмоционально - волевой сферы. 
Отказ от учебной и игровой деятельности в коллективе в младшем дошкольном возрасте является довольно значимой проблемой. Без коррекции речевого развития невозможно качественно обучить ребенка к школе. Если ребенок в подготовительной группе не высиживает на занятии с учителем - логопедом или дефектологом 20-25 минут, то он не сможет в дальнейшем воспринимать информацию, требующую гораздо большего времени и гораздо большего произвольного внимания в условиях школьного обучения. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания младшего школьника с нарушением речи является задача формирования произвольности внимания и эмоционально-волевой сферы. Второй задачей, является коррекция речевых нарушений.
Для качественной работы по формированию правильной речи необходимо научить детей прислушиваться к своей речи и речи окружающих, сравнивать верное и неверное произношение, говорить достаточно внятно и выразительно. Следует помнить, что чистота речи зависит от таких факторов как развитие речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и артикуляционного аппарата. Развитие этих компонентов речи требует специальной «тренировки» в виде многократного повторения упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, логопедической и фонетической речедвигательной гимнастики. Но однообразное выполнение большого количества упражнений ведет к быстрому утомлению снижению произвольности внимания и потери интереса к названной произвольной деятельности. Логопедам и психологам давно известно благотворное влияние музыки на релаксацию и коррекцию заикания у детей. Я решила использовать музыку и в тренировочных упражнениях по развитию артикуляции, длительного речевого выдоха и отработке ритмов у детей с различными нарушениями речи.
Для отработки артикуляци­онных упражнений мной были подобраны различные музыкальные произведения, такие как DJ Кореец & Мутабор «Relax-Out-Off-Beat» и «Light», Cusco «DA GAMA», «WATERS OF CESME», «MONTEZUMA» так же была использована и классическая музыка Петра Ильича Чайковского «Танец маленьких лебедей». 
Звучание произведения DJ Кореец & Мутабор «Relax-Out-Off-Beat» продолжается в течение 2,5 минут. За это время ребенок старшего дошкольного возраста способен выпол­нить около 60 раз такие артикуляционные упражнения как «Цирковая лошадка» («цоканье» язычком с переключением губ из положения «улыбка» в положение «трубочка»), столько же движений упражнения для язычка под названием «Индючок» в чередовании с упражнением «Дрелька» и «Часики». Такое количество повторов за 2-2,5 минуты артикуляционной гимнастики в обычном темпе вы­полнить невозможно. У детей при традиционном подходе к выполнению таких артикуляционных упражнений очень быстро наступает утомление и пропадает интерес к занятию. Ритмичная же музыка с паузами позволяет не только с ин­тересом проводить такие упражнения, но и выполнять по 15-20 повторов (вместо 8-10) однотипных движений языком. Кроме того, использование му­зыки на логопедическом занятии помогает старшим дошкольникам в восприятии темпа и ритма музыки, в переключении с одной артикуляции на другую, умении вы­держивать паузу, что тоже очень важно. 
Для отработки упражнений пальчиковой гимнастики использовала про­изведения Cusco «DA GAMA», «WATERS OF CESME», «MONTEZUMA». Используя мелодию Чайковского «Танец маленьких лебедей» проводила   упражнения   мимической гимнастики. Эти упражнения проводились не только на индивидуальных, но и на фронтальных занятиях как оргмомент, или как физминутка в середине занятия для снятия напряжения и отработки мимических движений. Под музыку «Light» DJ Кореец & Мутабор проводила речевую зарядку (слова М.В. Старинчиковой). При этом на фоне тихо звучащей музыки дети вместе с педагогом проговаривают слова и выполняют ритмичные движения в такт словам и музыке, показывая на себе части тела: 

Топ-топ, хлоп – хлоп

Посмотрите на меня.

Топ-топ, хлоп – хлоп

Это ножки у меня.

Топ-топ, хлоп – хлоп

Это ручки у меня.

Топ-топ, хлоп – хлоп

 

Это ушки у меня.

Топ-топ, хлоп – хлоп

Это глазки у меня.

Топ-топ, хлоп – хлоп

Это носик у меня.

Топ-топ, хлоп – хлоп

Вот такой - то я друзья.

Проведение ежедневных речевых зарядок и фонетической ритмики под музыку или в сопровождении стихов позволяет добиваться точности и ясности произношения, быстрее автоматизировать поставленные звуки, вырабатывать правильный речевой выдох, успешнее работать над слоговой структурой слов. В результате проводимой работы с использованием музыкальных ритмов удается не только повысить произвольность внимания, активизировать речевую деятельность и мышление детей с нарушением речи, но и быстрее поставить детям отсутствующие звуки. Значительно увеличится произвольность внимания и повысится мотивационная готовность к обучению в школе, кроме того, улучшиться память на словесный материал. Таким образом, музыка, использованная на занятиях учителя-дефектолога, является мощным стимулом речевого развития и формирования эмоционально — волевой сферы старших дошкольников с нарушением речи.

 

Литература:

Методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию глухих дошкольников (из опыта работы педагогов дошкольного отделения УВК 1838) М., 1997. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички»

Развлечение для детей младшего возраста «Вот какие птички» Цель: воспитание желания беречь и охранять природу. Задачи: воспитывать любовь к птицам, расширять представления...

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной...

Сценарий развлечения на 8 Марта

Сценарий развлечения на 8 Марта Cтаршая группа Цель: создать веселое праздничное настроение ,организовать условия для реализации творческих способностей воспитанников, доставить радость детям...

Читайте также

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...

Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на…

Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на тему «Добрая книга» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Первоначальное...

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...