Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в ДОУ
(Опыт работы по реализации информационно-педагогического проекта)
Образовательные программы современных дошкольных учреждений направлены на формирование и гармоничное развитие личности ребенка, подготовку его к успешному переходу в новый социальный статус – статус школьника. Говоря о всестороннем развитии детей, нельзя не коснуться наиболее важного, на наш взгляд, вопроса овладения родным языком, поскольку речь является основой общего интеллектуального развития. Все психические процессы - восприятие, память, мышление, воображение, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В Запорожец и др.), а значит, нарушение в формировании одной функции неизбежно повлечет за собой нарушение в развитии другой. Поэтому крайне важно вовремя выявить возникшие трудности, принять все возможные меры по их устранению и предупреждению возникновения более глубоких отклонений.
Проведенный нами анализ данных диагностических обследований воспитанников нашего ДОУ за последние несколько лет показал, что количество детей с низким уровнем речевого развития ежегодно растет. Это доказывает и тот факт, что численность логопедических групп превышает установленные нормы.
Беседуя с воспитателями и родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями, выяснили, что во многих случаях трудности в овладении звуковой культурой речи, усвоении норм и правил русского языка отмечались у малышей уже в возрасте до 4 лет. Занятий воспитателя, каким бы высококвалифицированным он ни был, в этом случае оказывалось недостаточно. А родители следовали распространенному мнению о том, что обращаться к специалисту нужно после 5 лет и терпеливо ждали достижения ребенком этого возраста. Другие мамы попросту не замечали у своего малыша никаких трудностей, а если и замечали, то считали, что со временем «все пройдет».
Таким образом, обобщив многолетние наблюдения и изучив литературу, пришли к выводу о том, что основными причинами увеличения количества детей с нарушениями речи и, соответственно, психических процессов, являются следующие:
- недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах развития ребенка: нормы и патологии, их причины и профилактика;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи и интеллекта, проявляющийся либо в его интенсификации (опережении), либо в равнодушном к нему отношении.
- существенное снижение объема «живого» общения взрослых и детей;
- несогласованность единых требований к речи детей в детском саду и семье.
В связи с этим перед педагогическим коллективом ДОУ встает проблема организации тесного сотрудничества всех взрослых, окружающих ребенка, и создания таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы его полноценному интеллектуальному развитию. Одним из вариантов решения данной проблемы стала реализация разработанного нами проекта «Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в ДОУ». Срок реализации – один учебный год, участники - педагогический коллектив, родители, дети 4-5 лет, так как этот возраст является наиболее сензитивным для педагогического воздействия.
Цель данного проекта – создание единой воспитательной среды, способствующей максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей, а также профилактику и преодоление выявленных нарушений.
Особо важную роль в этом проекте мы отводим семье, поскольку это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и оказывает решающее влияние на его комплексное развитие.
Привлекая родителей в союзники, организовали родительский клуб «Растем и развиваемся вместе». Взаимодействие с семьей в рамках работы клуба осуществляем по следующим направлениям (прил.1):
- знакомим родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;
- изучаем родительские социально- психологические установки, формируем адекватную позицию по отношению к проблемам ребенка;
- знакомим родителей с содержанием мероприятий;
- обучаем родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам поведения и общения и с ним;
- оказываем практическую помощь в случае возникновения затруднений;
- отслеживаем результаты проведенных мероприятий и определяем дальнейшие перспективы.
При организации заседаний используем различные формы: семинары – практикумы, тренинги, круглый стол, собеседования с привлечением специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских специалистов). На итоговом заседании обсуждаем результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.
Обратную связь системы «педагог – родитель» осуществляем через ведение индивидуальных дневников под названием «Мамина шпаргалка». Это практическое руководство для родителей, в котором содержатся теоретические сведения об особенностях развития ребенка, предложены игры и упражнения для развития ребенка и коррекции выявленных недостатков. Занимаясь дома с малышом, мама отмечает в дневнике затруднения или, наоборот, его успехи. Далее записи анализируем, обсуждаем с родителями и прописываем частные рекомендации по дальнейшей работе. Опыт показывает, что такая форма взаимосвязи доступна, интересна родителям и, самое важное, эффективна в решении общих задач.
Критериями эффективности работы, на наш взгляд, являются:
- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками процесса в ходе реализации проекта в 2009-2010 учебном году мы получили следующие результаты: удалось успешно способствовать не только повышению общего речевого развития, но и преодолению нарушений внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, решить многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с нарушениями речи, сформировать доброжелательные детско-родительские отношения.
Таким образом, мы убедились в том, что ни одна педагогическая система не может быть эффективной, если в ней не задействована семья, и, учитывая положительный опыт в данном направлении, приняли решение об использовании этой формы работы постоянно.
Приложение 1
План работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»
Этап, цель | Тематика, средства | срок | результат |
I. Ознакомительный
Цель: изучение особенностей развития ребенка, уровня компетентности родителей в вопросах его речевого развития. |
Анкетирование.
Цель: сбор данных о раннем развитии ребенка, условиях его воспитания |
сентябрь | Список детей «группы риска» |
Собеседования по результатам анкетирования.
Цель: получение более точных и полных данных о семье и ребенке; изучение родительских социально- психологических установок. |
I половина
октябрь |
Определение приоритетных направлений и форм работы с родителями и детьми | |
II. Теоретический
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах интеллектуального развития ребенка |
Лекция с элементами тренинга «Возрастные особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет.
Цель: ознакомление родителей с нормами и патологиями развития ребенка на данном возрастном этапе |
II половина октября | Повышение уровня знаний родителей о нормах и патологиях речевого и психического развития; заинтересованность в преодолении выявленных нарушений. |
Индивидуальное консультирование:
- Как наблюдать за ребенком; - Детско – родительские отношения как условия полноценного развития ребенка; -Причины проблем в речевом развитии и пути их решения. Цель: формирование адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка |
I половина ноября | ||
III. Практический
Цель: оказание помощи в овладении практическими способами развития речи. |
Круглый стол «Виды работ при коррекции речевых нарушений» (психолог, логопед)
Цель: обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком. |
II ноябрь | Проявление активности родителей в мероприятиях; овладение практическими умениями;
работа с «Маминой шпаргалкой». |
Собеседования с привлечением специалистов:
- Артикуляционный аппарат и звуковая сторона речи ребенка; - Развитие речемыслительной деятельности; - Взаимосвязь моторного и речевого развития. Индивидуальные практикумы по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики и психических процессов. Цель: обучение родителей адекватным способам поведения и общения и с ребенком; помощь в преодолении возникших затруднений в ходе практических занятий. |
Ноябрь, декабрь, январь | ||
III. Рефлексивный
Цель: выявление затруднений родителей в практическом применении полученных знаний и возможные пути их преодоления |
Лекторий «Говорим. Слушаем. Слышим».
Цель: акцентировать внимание родителей на том, что общение основывается на умении слушать и слышать друг друга. |
февраль | Пополнение «Маминой шпаргалки» индивидуальными рекомендациями. |
Практические диалоги:
- Наши достижения; - Перспективы на будущее. Цель: отслеживание результатов проведенных мероприятий и определение дальнейших перспектив. |
апрель | ||
День открытых дверей;
Семейный праздник «Говорилки». Цель: привлечение родителей к участию вактивных формахработы с детьми. |
апрель | ||
Индивидуальные собеседования:
- Успехи и трудности вашего ребенка; - Правильно – неправильно; - Формирование психологической базы речи ребенка. Цель: выявление индивидуальных достижений ребенка; рекомендации по дальнейшей работе. |
март, апрель, май | ||
Практические занятия вместе с ребенком: общение, сопровождение речевого развития.
Цель: привлечение родителей к закреплению полученных умений и навыков |
Читайте также |
---|
«Животные, животные красочные чудные»
«Животные, животные красочные чудные» Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность этого...
Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей…
Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей 1,5 - 3 лет
Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»
Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»