Разработка совокупностей заданий, способствующих формированию у ребенка действия сравнения при изучении величин на занятиях

 

Универсальное учебное действие сравнение – одно из важнейших универсальных учебных действий, имеющих большое дидактическое значение при усвоении знаний.

Формирование учебного действия сравнения проводится по следующему плану:

1. Осознание и определение цели сравнения;

2. Выделение объектов сравнения;

3. Уточнение фактических знаний об объекте;

4. Выделение основных признаков у объектов, которые будут положены в основу сравнения, и второстепенных;

5. Установление общих признаков в сравниваемых объектах;

6. Нахождение отличительных признаков;

7. Сопоставление объектов по данному условию, окончательный вывод из сравнения.

Пример.

Чем похожи и чем отличаются кувшин и чашка на рисунке?

 

кувшин и чашка

 

Этапы сравнения:

  1. Цель – выявить сходство и отличия кувшина и чашки;
  2. Объекты: кувшин и чашка;
  3. Фактические знания: кувшин и чашка предметы посуды;
  4. Признаки сравнения: второстепенные – форма, цвет; основной – вместимость (объем);
  5. Общие признаки: кувшин и чашку используют, чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…
  6. Отличительные признаки:
  • Кувшин – синий, большой;
  • Чашка – красная, маленькая.
  1. Вывод: Кувшин имеет больший размер, следовательно, его вместительность больше, чем у чашки.

Эффективность действия сравнения зависит от сложности сравниваемых величин; степени их наглядности; степени их обобщения; количества объектов.

В процессе формирования учебного действия сравнения необходимо соблюдать следующую последовательность упражнений:

1. Выделение признаков или свойств одного объекта.

   Примеры.

1) отрезок

Опиши данный отрезок.

2) У папы длина большого пальца 5 см, а длина среднего пальца 7 см. На сколько его средний палец длиннее большого?

 

Папа

 

2. Сравнение двух объектов по одному признаку сравнения.

Примеры.

1) На сколько сантиметров длина одного отрезка больше другого?

 

Сравнение двух объектов

 

2) Чем похожи и чем отличаются чаши весов?

 

чаши весов

 

3) Узнай, на сколько миллиметров большая сторона в каждом четырехугольнике длиннее меньшей.

 

четырехугольники

 

3. Сравнение трёх и более объектов по одному признаку.

Примеры.

1) Продолжи ряд:

1 кг, 2 кг, 3 кг ….

2) На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 ч 25 мин.

 

часы

 

4. Сравнение двух объектов по двум и более признакам.

Примеры.

1) Чем похожи и чем отличаются данные фигуры?

 

Чем похожи и чем отличаются данные фигуры

 

2) Где воды больше? Чем отличаются рисунки?

 

Где воды больше?

 

5.  Сравнение трёх и более объектов по трём и более признакам.

   Примеры.

1) Продолжи ряд:

 

Гири

 

 2) Сравни отрезки сначала на глаз, а затем измерением.

 

Отрезки

 

Таким образом, сравнение связанно в учебном познании со всеми основными приемами умственной деятельности, особенно с выделением главного и обобщенного. Сравнение начинается с анализа и выделения главного; если учащиеся овладели умением выделять главное, прием сравнения формируется значительно быстрее и на более высоком уровне. Сформированный прием сравнения позволяет приступить к целенаправленному формированию умения обобщать; кроме того, любое сравнение должно заканчиваться обобщением, т. е. той добавкой к старым знаниям, ради которой совершается сравнение. Кто умеет сравнивать, тот легко овладеет приемами аналогии и доказательства. Применение универсального учебного действия сравнения способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии, если оно вводится целенаправленно, осознанно, с учетом характера материала, сравниваемых объектов, возраста и уровня развития ребенка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с…

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича в средней группе Цель: Развивать интеллектуальные...

Проект «Я служу России!»

Проект «Я служу России!»

Читайте также

План работы с родителями

План работы с родителями Средняя группа Взаимодействие с родителями. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию)…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию) на тему «В гостях у жителей Фиолетового леса» (Для детей средней группы) Цель: создание...