Разработка совокупностей заданий, способствующих формированию у ребенка действия сравнения при изучении величин на занятиях
Универсальное учебное действие сравнение – одно из важнейших универсальных учебных действий, имеющих большое дидактическое значение при усвоении знаний.
Формирование учебного действия сравнения проводится по следующему плану:
1. Осознание и определение цели сравнения;
2. Выделение объектов сравнения;
3. Уточнение фактических знаний об объекте;
4. Выделение основных признаков у объектов, которые будут положены в основу сравнения, и второстепенных;
5. Установление общих признаков в сравниваемых объектах;
6. Нахождение отличительных признаков;
7. Сопоставление объектов по данному условию, окончательный вывод из сравнения.
Пример.
Чем похожи и чем отличаются кувшин и чашка на рисунке?
Этапы сравнения:
- Цель – выявить сходство и отличия кувшина и чашки;
- Объекты: кувшин и чашка;
- Фактические знания: кувшин и чашка предметы посуды;
- Признаки сравнения: второстепенные – форма, цвет; основной – вместимость (объем);
- Общие признаки: кувшин и чашку используют, чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…
- Отличительные признаки:
- Кувшин – синий, большой;
- Чашка – красная, маленькая.
- Вывод: Кувшин имеет больший размер, следовательно, его вместительность больше, чем у чашки.
Эффективность действия сравнения зависит от сложности сравниваемых величин; степени их наглядности; степени их обобщения; количества объектов.
В процессе формирования учебного действия сравнения необходимо соблюдать следующую последовательность упражнений:
1. Выделение признаков или свойств одного объекта.
Примеры.
1)
Опиши данный отрезок.
2) У папы длина большого пальца 5 см, а длина среднего пальца 7 см. На сколько его средний палец длиннее большого?
2. Сравнение двух объектов по одному признаку сравнения.
Примеры.
1) На сколько сантиметров длина одного отрезка больше другого?
2) Чем похожи и чем отличаются чаши весов?
3) Узнай, на сколько миллиметров большая сторона в каждом четырехугольнике длиннее меньшей.
3. Сравнение трёх и более объектов по одному признаку.
Примеры.
1) Продолжи ряд:
1 кг, 2 кг, 3 кг ….
2) На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 ч 25 мин.
4. Сравнение двух объектов по двум и более признакам.
Примеры.
1) Чем похожи и чем отличаются данные фигуры?
2) Где воды больше? Чем отличаются рисунки?
5. Сравнение трёх и более объектов по трём и более признакам.
Примеры.
1) Продолжи ряд:
2) Сравни отрезки сначала на глаз, а затем измерением.
Таким образом, сравнение связанно в учебном познании со всеми основными приемами умственной деятельности, особенно с выделением главного и обобщенного. Сравнение начинается с анализа и выделения главного; если учащиеся овладели умением выделять главное, прием сравнения формируется значительно быстрее и на более высоком уровне. Сформированный прием сравнения позволяет приступить к целенаправленному формированию умения обобщать; кроме того, любое сравнение должно заканчиваться обобщением, т. е. той добавкой к старым знаниям, ради которой совершается сравнение. Кто умеет сравнивать, тот легко овладеет приемами аналогии и доказательства. Применение универсального учебного действия сравнения способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии, если оно вводится целенаправленно, осознанно, с учетом характера материала, сравниваемых объектов, возраста и уровня развития ребенка.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...
Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с…
Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича в средней группе Цель: Развивать интеллектуальные...
Проект «Я служу России!»
Проект «Я служу России!»