Особенности вокальной работы с детьми с общим недоразвитием речи

 

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии речи. Многолетний опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная невыразительность, - вот что необходимо преодолеть педагогу, приступившему к работе с детьми логопедической группы. Особенности речевого аппарата этих детей заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Необходимым условием успешной работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций. В своей работе я использую различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей. На мой взгляд, в работе с детьми с ОНР наибольший эффект дают упражнений системы В. Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод.

Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат.

Я применяю следующие упражнения:

  • высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности;
  • покусывание языка боковыми зубами;
  • покусывание внутренней поверхности щек;
  • круговые движения языком меду зубами и щеками;
  • цоканье и пощелкивание языком.

Доречевая подготовка голосового аппарата проводится мною в виде упражнений - игр, например:

Педагог: Рано утром, на рассвете...

Дети: Шу-шу-шу, шу-шу-шу! (произносят слова, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочередно у правого и левого уха).

Педагог: То ли аист, то ли ветер...

Дети:  Шу-шу-шу,  шу-шу-шу!

Педагог: Пролетел среди берез...

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена).

Педагог: Новость свежую принес!

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вниз с постелен).

Дети: З-з-з! (издают зудящий звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты).

Педагог: И сейчас же слухи, слухи...

Педагог: Зазвенели, словно мухи...

Дети: З-з-з!

Педагог: Пробежал по лесу гул...

Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог произносят на сильном коротком выдохе).

Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...

Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох). Педагог: И посыпалась роса...

Дети: Динь-динь-динь! (произносится в верхнем регистре, на улыбке, звук [н'] - носовой).

Педагог: Зазвучали голоса-Дети: А-а-а! (поют звук [а] в примерной зоне, на длинном выдохе).

С выработки певческой установки я начинаю каждое занятие, пропевая песню Л. Абелян «Петь приятно и удобно».

Особенное внимание уделяю выработке певческого дыхания смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно, главное - поверхностное дыхание. Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), «трепещущие на ветру» перышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. Отправной точкой при обучении пению является эталон певческого звука. Поэтому я широко использую песни - игры, построенные по принципу «эха», в которых у детей, с одной стороны, есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой - увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

Поэтому же принципу я веду и разучивание всех песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре круга. Педагог пропевает фразу и бросает мяч одному из детей. Ребенок, получивший мяч, должен повторить пропетое педагогом. В другом случае ребенок, получивший мяч, должен пропеть следующую фразу и вернуть мяч. В любом случае получается, что каждая вторая фраза звучит в исполнении педагога и должна быть эталоном певческого звука. Еще одна игра - «Продолжи песню». Начинает песню педагог, а далее каждый ребенок, которому передают мяч, поет по одной фразе и передает мяч следующему.Мяч должен передаваться на последний ударный слог пропеваемой фразы, для того чтобы следующий исполнитель успел взять дыхание. Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми логопедических групп имеет работа над дикцией. При помощи упражнений, требующих от детей как можно шире открывать рот, раскрепощаем нижнюю челюсть, что помогает добиться утрированного произношения гласных «о», «а», «я». Это помогает добиваться интонационной выразительности исполнения. Как правило, в словах песни, на которые приходится логическое ударение, ударные слоги приходятся на более долгие длительности.

Работа над любой песней или попевкой определяется обязательно и музыкальными, и логопедическими задачами. Успех для всего описанного выше обеспечен лишь в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание новой песни начинаем в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного автором. Это для детей с ОНР порой представляет сложность, поэтому использую движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо - влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладоши во время пауз.

В музыкальном направлении широко используется: фонопедический метод по В. В. Емельянову. Применяется этот метод в коррекционной работе с детьми с ОНР. Биоакустическая цель этого метода: включение и развитие защитных механизмов фонации. Критерии, по которым строится вся работа, это акустическая эффективность, энергетическая экономичность, биологическая целесообразность. Приведем пример этого метода.

"Машина"

Накачаем шины: с-с-с-с-с 3-3- 3-3-3 ш-ш-ш- ш

На машине едем к маме,

Мы не ели, мы не спали,

Целый день мы за рулем,

Всё нам было нипочем.

В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

Для этого хорошо использовать ряд приёмов.

  1. Использование игрового приёма "машина гудит".

Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок - машина ехать не может", если справляются, но не очень хорошо, - поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный - "можно проезжать". Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.

  1. И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание.

Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей.

В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями оказались эффективными упражнения распевки:

  1. Пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию "ре - ми - фа - ми - ре"надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д.
  2. Пропевание слогов "ми - мэ - ма - мо - му" на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.
  3. Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных "и-а-у", "е - о - а" и т.д.

Теоретическая интерпретация опыта заключается в усовершенствовании и удачном сочетании и эффективном использовании методов и приёмов на музыкальных занятиях в работе с детьми с нарушением речи. В процессе познания непременными компонентами являются мышление и практика. В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании на занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, нагляднозрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.

Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка. Совместно с воспитателями разнообразили музыкальные уголки, в которые должны способствовать развитию музыкальных способностей детей, т. е. предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей для музыкального развития каждого ребенка, В свободное от занятий время у детей есть возможность прослушать любимые музыкальные произведения и песни, самостоятельно исполнять знакомые песни, устраивая своеобразные концерты. Игра на ударно - шумовых музыкальных инструментах помогает развивать чувство ритма и развивает творческие способности детей.

В целях приобщения детей к музыкальной культуре подобран широкий ассортимент аудиозаписей классических музыкальных произведений, современной музыки, фольклорных произведений.

Музыкальные уголки представлены:

  • Детские музыкальные инструменты;
  • Музыкально - дидактические игры по разделу музыкальное воспитание;
  • Портреты композиторов;
  • Иллюстрационный материал;
  • Технические средства обучения (магнитофоны, диски, аудиокассеты);
  • Предметы (музыкальные игрушки, атрибутытеатра).

Наглядный материал позволяет познакомить детей с различными музыкальными инструментами, в том числе старинными, познакомить детей с различными видами музыкального искусства, зарубежными и отечественными композиторами.

Важное значение имеют музыкально - дидактические игры; с их помощью закрепляется изученный материал, развиваются исполнительские и творческие способности детей, они положительно влияют на развитие общения между детьми.

Я считаю, что такая организация музыкальной среды в группах создает благоприятные условия для развития музыкальных способностей детей, в том числе способствует формированию певческих навыков.

Своеобразным итогом работы с детьми по музыкальному воспитанию являются детские праздники, на которых в полной мере видна заинтересованность детей, их желание быть активными участниками праздника.

Тесное взаимодействие педагогов на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»

Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...

Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР

Нумикон как эффективный метод обучения детей с ТМНР Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего...

Кружок дополнительного образования «Умелые ручки»

Кружок дополнительного образования «Умелые ручки» (Подготовка руки к письму)

Читайте также

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне»

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем весне» Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных...

Театрализованная игра «Коза»

Театрализованная игра «Коза» Аннотация: Игра «Коза» предназначена для детей в группах раннего возраста. Игра способствует развитию речи, внимания и двигательную активность. Цель: Создание положительного...