Консультация для воспитателей «Развитие взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности»

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственного воспитания;

- развитием коммуникативных качеств личности ( обучение вербальным и невербальным видам общения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога) - созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а именно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процесс е этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог Б.М.Теплоов(1896-1965гг), -« создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые .»

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, Т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно умет с помощью воображения переносить себя в положение другого человека, мысленно ставить на его место»,- утверждал Б.М.Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие)

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не толь познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся героем позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитания ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активнее относятся тому, что вызывает у них интерес.»

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживания и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажем и событиям, и «в процесс е этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые усваиваемые» такую точку зрения о театрализованной деятельности высказывает В. А. Сухомлинский. Л. С.. Выготский писал, что ближе всего к детскому творчеству стоит театрализованное творчество или драматизация. Театрализованные постановки представляют самый частый и распространённый вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребёнку. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершенном самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Драматической форме наибольшей ясностью полный круг воображения.

Другой причиной близости театрализованной деятельности для ребёнка является связь всякого вида театра с игрой. Театрализованная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов творчества, а так же для развития взаимоотношений между детьми. Дети с помощью взрослого сочиняют и подготавливают пьесу, инсценируют готовый литературный материал и тем самым налаживают свои отношения, сближаются друг с другом. Это творчеств детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого, т. е. подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей, тем самым развивают у дет взаимопомощь, умение помочь товарищу в нужный момент. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и опять все эти занятия приобретают смысл, как части общего волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю ту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Исходя из данного, теоретического подхода к театрализованной деятельности можно сделать следующий вывод: театрализованная деятельность благотворно влияет не только на разные стороны развития детей, но и оказывает огромную помощь в развитии положительных взаимоотношений между детьми.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сказочная гимнастика для глаз

Сказочная гимнастика для глаз В прошлой публикации мы рассмотрели достаточно сложную тему для современных детей и родителей: цифровые игрушки, гаджеты. Действительно, наши...

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...

Читайте также

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение...

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...