С какими видами искусства знакомим детей первой младшей группы

 

Занятия рисованием, лепкой — одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Детей раннего возраста знакомим с графикой в виде иллюстраций в детской книге и скульптурой в виде скульптур малых форм, изображающих животных.

1. Иллюстрация — вид книжной графики, её основа. Рисунки в книге — иллюстрации — являются одним из первых произведений искусства, с которыми встречаются дети в дошкольном детстве, а также важным средством эстетического воспитания и эмоционального развития. Иллюстрация не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Она первая формирует эстетический вкус ребёнка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры. Процесс рассматривания книги можно определить как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью специфических средств книжной графики.

Рассматривание книжных иллюстраций — широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.

Рассматривая иллюстрации к произведениям малого фольклора Ю. Васнецова, В. Сутеева к его сказкам, Е. Чарушина и других. Обращаем внимание на то, как художники изображают персонажей: цыплята жёлтые, пушистые, цыплёнок бежит, клюёт (что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучек и т. п.

Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой приём, развивающий наблюдательность и речь: путём вопросов вовлекаем детей в соревнование - «Кто больше увидит на картинке?», побуждая их к наблюдательности и высказываниям. Поддерживаем разговор, учим детей правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

В рисовании основной приём для детей — показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный приём — пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «топ-топ», «кап-кап», «сверху- вниз» и т. д. Такой приём даёт возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический приём. Ещё один приём работы в первой младшей группе — сотворчество воспитателя с детьми.

Игровые приёмы способствуют созданию эмоционального отношения к процессу рисования и лепке. Образ для них становится живым. Например: пришёл в гости грустный гномик — мы для него нарисовали солнышко, в конце он стал очень весёлым и водит с нами хоровод; дедушка и бабушка обнаружили пропажу колобка, они попросили детей слепить им колобка. Колобки получились красивые.

В конце занятия рассматриваем выполненные работы с целью привлечения внимания детей к результатам их деятельности. Положительная оценка способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.

2. Детей этого возраста знакомим с народной игрушкой, игрушкой забавой из дерева (пирамидки, матрёшки, мисочки, семёновская, богородская, загорская игрушки), даём малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).

 

Семёновская игрушкаСемёновская игрушка

http://vseotzyvy.ru/media/review_images/1370339501.gif

 

Загорская игрушкаЗагорская игрушка

http://900igr.net/datai/geografija/TSentralnyj-rajon/0008-018-TSentralnyj-rajon-Rossii.png

 

Богородская игрушкаБогородская игрушка

http://sovmestno58.ru/files/160/16082919d74114e10514e0054b5585b1-swm-500x500.jpg

 

Скульптура малых формСкульптура малых форм

http://art.sovfarfor.com/images/stories/thumbnails/images-stories-Journal-00000225-250x142.jpg

 

Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых спрашиваем детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагаем расставить игрушки в определённом порядке, построить для матрёшек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрёшки и гладкие точёные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанном из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнавать и называть форму частей. Особенно нравится детям, когда на столе много игрушек. Играя они говорят, что матрёшек много, они большие и маленькие, у матрёшек есть глаза, нос, красивые платки, а, рассматривая точёных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный. Дети проявляют интерес к народным игрушкам, с удовольствием играют с ними.

Декоративной лепки в данной группе ещё нет, но склонность у детей к украшению своих изделий наблюдается. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Например: лепим для мамочки прянички. Предварительно рассматриваем иллюстрации, читаем стихи о маме, бабушке. Готовые формы можно украсить точками (дети отщипывают от большого куска пластилина маленький, скатывают в шарик и кладут в серединку надавливая указательным пальцем).

В группе устраиваем выставки репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, дети подготовительной группы показывают малышам спектакли, то есть готовим детей к посещению выставок, музеев, театров.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с раннего возраста и продолжается. на протяжении всего дошкольного детства.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Читайте также

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...