Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
«Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

 

Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей.

Задачи:

  • показать значимость данного направления в подготовке детей к школьному обучению;
  • научить игровым приемам развития пространственных представлений у детей;
  • развивать творческую активность родителей.

 

Ход семинара-практикума

Слайд №1

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

Слайд №2

Игра «Да – нет»

- Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «Нет», если не согласны. Договорились?

Скажите громко и хором, друзья,

Деток своих все вы любите? (Да.)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ-

Откажитесь помочь нам? (Нет.)

Последнее спрошу вас я,

Активными все будем? (Да.)

Игра «Перемены» (снятие эмоционального напряжения)

Участникам предлагается встать в общий круг, а затем поменяться местами тем, у кого на левой руке есть часы (на правой руке – кольцо, сзади на одежде есть карманы, кто живет выше третьего этажа, кто стоит справа от женщины). В конце игры обращается внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.

Слайд №3

- Сегодня здесь мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше научить наших детей ориентироваться в пространстве. Ведь от того, насколько умело они будут пользоваться этими знаниями, зависит их успешная подготовка к обучению в школе, успеваемость в последующие школьные годы и, в конечном счете, благополучие во взрослой жизни.

- Наверное, каждый взрослый помнит, с чего начинались уроки в первом классе: отсчитайте три клеточки сверху, две клеточки слева и поставьте точку.

А если ваш ребёнок путает понятия слева и справа или, того хуже, — сверху и снизу, ему будет очень трудно. Чтобы избавить ребёнка, как от первых школьных проблем, так и от многих других в будущем, нужно научить его ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве и на листе бумаги.

Слайд №4

- А для этого я хочу предложить вам поиграть вместе со мной!

Слайд №5

Итак, первое упражнение: «Тень»

Цель: развитие пространства тела.

Участники разбиваются на пары. Для этого в начале семинара всем раздаются заранее разрезанные пополам открытки. Каждый участник находит свою половинку. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а Тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

Слайд №6

Упражнение «Давайте дружить»

Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.

Участники встают парами напротив друг друга. Дается задание: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте по голове левой рукой, похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу и т.д.

Слайд №7

Игра «Да-нет»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.

- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т.д.

- Все поняли задание? Начинаем!

Слайд №8

Игра «Найди клад»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

- Сейчас мы с вами отправимся искать клад. Для этого поделимся на три команды: каждый из вас задумает число от 1 до 3. Затем мы проведем опрос: кто загадал такое же число, тот и становится вашим партнером по команде.

Каждой команде дается «секретная карта», где крестиком обозначен спрятанный «клад». Ваша задача – этот клад отыскать.

- Если ваш ребенок еще не может читать схемы, то ему можно предложить упрощенный вариант игры. Например, под ваши команды он делает от двери (телевизора, дивана) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т.д. Когда ребенок научится играть в эту игру, предложите ему самому нарисовать такую «карту» для вас (и спрятать «клад», естественно!) А вы уж постарайтесь найти!

Слайд №9

Игра «Собери слово»

Цель: развитие ориентировки на плоскости

На магнитной доске в разных углах расположены буквы.

- Если вы правильно выполните мое задание, то сможете узнать, как зовут мальчика. Первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем – в верхнем левом, затем – в верхнем правом, последняя – справа от буквы Н.

Слайд №10

Игра «Куда прилетела бабочка?»

Цель: развитие ориентировки на листе бумаги

У всех участников цветные полянки и плоскостная бабочка.

- Сейчас я буду давать инструкции, а вы их выполнять: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем на каком цветке она остановилась.

Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.

Слайд №11

- Кроме этих игр помогают ребенку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные всем с детства): лабиринты, мозаика, разрезные картинки и паззлы, рисование под диктовку по клеточкам, самые разные конструкторы, «Морской бой», «Крестики-нолики». Главное, чтобы ребенку было не только полезно, но и интересно!

Слайд №12

- А в какие игры играете вы?

Слайд №13

- А сейчас на экране вы можете увидеть литературу, которую также можно использовать для развития пространственной ориентировки у детей.

Слайд №14

- Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и научились игровым приемам развития пространственной ориентировки у детей.

- Успехов вам и вашим детям!

Библиография

  • Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М., 2003
  • Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005.
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. - М., 2002.
  • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников квалификационных навыков. – М., 2010.
  • Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 2001.

 

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями.

1. Актуальна ли для Вас тема семинара-практикума?

да

нет

другое __________________________________________________________________

2. Считаете ли Вы целесообразным применение материалов семинара-практикума в развитии Вашего ребёнка?

да

нет

другое __________________________________________________________________

3. По каким вопросам коррекционной педагогики Вы считаете необходимым углубить свои знания? _________________________________________________

4. Оцените организацию и проведение семинара-практикума в баллах

(обведите) 1 2 3 4 5

 

Приложение к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход»

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход» (Старший дошкольный возраст) Программное содержание: Уточнить представление детей об улице, о перекрестке, проезжей части, тротуаре. Закреплять знания о...

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...

Читайте также

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара»

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная группа. Основные цели: Формировать представления о достопримечательностях...

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...