Взаимодействие ДОУ с родителями детей раннего возраста
«Мама, папа, нам без вас - все равно, что вам без нас».
С. Михалков.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Работа с родителями так же является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместно работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверие родителей к воспитателю. Не понимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка.
В первой младшей группе мы проводим планомерную целенаправленную работу с родителями, под единую цель: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья». В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщения опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию жизни детского сада, через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями.
В ноябре в нашей группе было проведено анкетирование родителей на тему: «выявления удовлетворенности родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива».
Цель, которого выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания. Определить уровень взаимодействия работников ДОУ с родителями в период адаптации ребенка и после, выявить уровень удовлетворенности родителей работой МБОДОУ и его педагогического коллектива.
В целом, были сделаны следующие выводы по результатам анализа анкет: удовлетворенность родителей составляет 88%.
Практически во всех анкетах родителями было отмечено, что им хотелось бы больше знать о жизни своего ребенка в детском саду, его трудностях, успехах; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
Сделав вывод, что родителям недостаточно фотоотчетов и словесной информации о жизни детей в детском саду. Было решено создать проект «Кто я? Родитель или воспитатель» где родителям представиться возможность принять непосредственное участие в жизни детского сада.
Мы знаем, что с большим успехом проходит «День открытых дверей». Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей большой популярностью, так как позволяет увидеть реальное достижение каждого ребенка. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.
Обычно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако нами было решено внести инновации в данную сферу деятельности. Мы решили предоставить возможность родителям принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты (утреннею гимнастическую разминку, прогулку, прием пищи), то есть поставить родителей на место воспитателя. Проект планировалось проводить в декабре, то есть когда у большинства детей прошел адаптационный период. Поэтому педагогам не нужно беспокоиться о том, что их маленькие воспитанники, увидев своих родителей, будут плакать и проситься домой.
Предшествовала данному проекту тщательная подготовка. Мы опросили родителей и составили список желающих, разработали план мероприятий, провели инструктаж по технике безопасности, составили график. Участникам представили перечень мероприятий, был предложен материал. Затем вместе с педагогом составили конспект, подготовили необходимые атрибуты и материалы. Были даны рекомендации по использования различных методов и приемов для проведения режимных моментов. Остальное – на усмотрение самих родителей.
И вот все готово. Для родителей наступает момент истинны: какового это – быть воспитателем? Каковы их дети вне дома?
Родители поочередно в течении недели занимались с детьми физкультурой, рисовали и лепили, проводили артикуляционную гимнастику, кормили детей и укладывали спать, организовывали прогулку. Причем делали все это с огромным удовольствием. Хочется отметить, что некоторые мамы сначала акцентировали большую часть своего внимания на собственном чаде, но спустя час, полтора внимание рассеивалось на всех детей.
Дети знакомились с различными материалами, активно участвовали в экспериментах, было проведено пальчиковое рисование, лепка, посадка пшеницы и т.д.
Очень хочется написать про каждого участника, но это очень сложно сделать в рамках одной статьи. Все участники эксперимента остались довольны. Вот некоторые отзывы.
Мама Илоны: «наиболее ценно для меня стала возможность узнать, каким образом осуществляется образовательный процесс в детском саду… Я поняла, насколько ответственно и трудна работа наших воспитателей, не так просто справиться с организацией детей в младшей группе».
Мама Софии: «я очень рада, что приняла участие в этом мероприятии. Было приятно посмотреть на наших деток, какие они самостоятельные и любознательные… За что огромное спасибо нашим воспитателям».
Мама Ислама: «было любопытно заглянуть в жизнь детского сада, посмотреть, как дети ведут себя в коллективе».
При подведении итогов все участники проекта пришли к мнению, что, такое мероприятие позволяет родителям погрузиться в воспитательно-образовательную среду и с принципиально иной позиции посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала группы; дает возможность оценить работу педагогов, увидеть четко слаженное взаимодействие воспитателя и других сотрудников; попробовать проявить себя в этой роли, что формирует уважение и понимание сложности работы сотрудников детского сада.
Были и небольшие минусы некоторые детки по завершению проекта требовали присутствия родителей с ними в детском саду…. Но буквально через пару дней требования сошли на нет.
Освещая свой опыт, накопленный в ходе экспериментальной работы, мы надеемся, что он поможет многим дошкольным образовательным учреждениям в выстраивании взаимоотношений с родителями воспитанников.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты.
Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители участвующие в проекте стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищения результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Список литературы.
1. Арнаутова Е.П. основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994, -235с.
2. Доронова Т.Н. дошкольное учреждения и семья – единое пространства детского развиития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, -240с.
3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. детский сад и семья: методика работы с родителями; пособие для педагогов и родителей. – М: Мозайка – Синтез, 2007-167с.
4. Хабибуллина Р.Ш. «система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007. №7-77с.
5. Дуброва В.П. теоретика – методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск, 2009. – 234с.
6. Меренков А.В. родители и педагоги: растим ребенка вместе. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2009. -143с.
Читайте также |
---|
Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С…
Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С правилами подружись!!!» Необходимые атрибуты: кегли, 2 руля, 2коляски с куклами, 2...
Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»
Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...
Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»
Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...