Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования
В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС)
В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья-детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.
Кроме того, согласно новому закону об образовании родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
С целью эффективного взаимодействия с родителями нами была разработана программа «Школа позитивного родительства»
Цель: Расширение педагогических возможностей семьи,
Задачи: Формирование партнёрских отношений среди детей и родителей
Распространение информации о позитивном воспитании, информирование, просвещение и обучение родителей принципам ответственного родительства
Распространение практики бесконфликтного и развивающего общения
Включение родителей в образовательный процесс
Реализации программы осуществляется в следующих направлениях:
Взаимодействие с социальными институтами
Организация семейных клубов по интересам, а также индивидуальных и групповых консультация различных специалистов.
Использования массовых форм взаимодействия родителей и детей, включение родителей в педагогический процесс в качестве равноправных участников образовательных отношений
Доведение до родителей необходимой педагогической информации по вопросам воспитания и развития детей
Профилактика жестокого обращения с детьми
Организация работы с педагогами по особенностям установления адекватных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Программа состоит из следующих разделов:
«Ладушки, ладушки» - готовимся к поступлению в детский сад и адаптация в раннем возрасте.
«Семейная академия» - актуальные проблемы семейного воспитания -педагогический лекторий, различные формы просвещения родителей»
«Лицом друг другу» - взаимодействие родителей, детей, педагогов в совместных мероприятиях.
«Защита прав и достоинств ребёнка» - работа с семьями группы риска, профилактика жестокого обращения с детьми.
«Психология семьи» - повышение психологической грамотности родителей и законных представителей , работа с замещающими семьями.
Про всё на свете» - информационный раздел, включающий себя выпуск газет для родителей, информирование в СМИ и сети Интернет
Примерный тематический план программы
«Школа позитивного родительства»
Наименование разделов и тематика |
Формы работы Периодичность |
Ответственные |
«Ладушки, ладушки» |
|
|
Встреча с родителями будущих воспитанников «Давайте познакомимся» |
1 раз в год |
Заведующий, зам. Заведующего по ВиМР |
Как подготовить малыша к поступлению в детский сад» |
Раз в месяц в ходе работы адаптационной группы групповые формы. Индивидуальные- по необходимости. |
Педагог-психолог, воспитатели |
«Адаптация - это серьёзно» |
Анкетирование, индивидуальное консультирование |
воспитатели |
«Здравствуйте, мы вам рады» |
1 раз в год |
Итоговая встреча и день открытых дверей будущих воспитанников ДОУ |
Это чудный ранний возраст (особенности возраста, ведущие виды деятельности и др.) |
По выбору воспитателя и педагога-психолога Ежеквартально Родительские гостиные |
Воспитатели групп раннего возраста. |
Семейная академия» |
|
|
«Вот и стали мы на год взрослее»
|
Родительские гостиные 1 раз в год |
|
Клуб заботливых родителей |
2 раза в месяц |
Руководитель клуба |
Академия будущих первоклассников: как подготовить ребёнка к школе. |
По выбору воспитателя( тренинги, практикумы, открытые занятия с комментариями) |
|
|
Родительская конференция 1 раз в год |
|
«Подумаем вместе» |
Образовательно-игровые тренинги |
Специалисты ДОУ |
Ярмарка педагогического мастерства (изучение опыта семейного воспитания) |
По мере необходимости |
Методический совет ДОУ |
Лицом друг к другу |
Участие в проектах, выставках, смотрах, конкурсах
|
Воспитатели. |
Нам не скучно вместе |
Совместные праздники взрослых и детей, досуговая деятельность |
Воспитатели, музруководитель |
«Творим, выдумываем, пробуем вместе» |
Совместная творческая деятельность детей и родителей. |
Воспитатели. |
«Наблюдая, обучаюсь» |
Открытые просмотры детской деятельности |
Воспитатели. |
Защита прав и достоинств ребёнка |
|
|
Права ребёнка |
Лектории, дискуссии |
Специалисты ДОУ |
Искусство быть родителями(взаимодействие в семье, как избегать конфликтов) |
Тренинги, практикумы, |
Педагог-психолог. |
Работа с семьями группы риска. |
|
Заведующий |
Психология семьи»- |
|
|
Что делать, если…(личностные особенности и психологические проблемы) - |
Индивидуальные и групповые формы консультирования, коррекционная работа с участием родителей. |
Педагог-психолог |
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей |
Анкетирование, консультирование |
Совместно с ЦСЗН |
Психолого-педагогическое сопровождение семей , в которых воспитывается ребёнок с ОВЗ |
По мере необходимости |
|
Особый ребёнок: воспитание толерантности. |
|
Специалисты ДОУ |
Про всё на свете |
|
|
Информационные листы «Советы специалиста» |
ежемесячно |
Специалисты ДОУ |
выпуск газет для родителей «Росточек» |
Ежемесячно |
Редактор газеты |
информирование в сети Интернет «Как живём в «Улыбке»
|
Не реже 2 раза в месяц |
Отв. за наполнение сайта |
Рубрика «Я- родитель» на сайте ДОУ |
Ежемесячно |
Отв. за наполнение сайта |
«Возьмём на заметку» |
Папки передвижки, для родителей
|
Воспитатели. Специалисты ДОУ |
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи в настоящее время является семейный клуб. Участие в работе клуба является добровольным.
Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят специалисты ДОУ. Общение в рамках семейного клуба создаёт положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Сценарий заседания семейного клуба
Тема: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»
А.С.Грибоедов
Звучит легкая музыка. Зал оформлен празднично.
На одном столе выставка книжек-малышек на тему: «Мой любимый папа», заранее подготовленных мамами совместно с ребенком дома, на другом расположены рассказы детей о своем папе.
На стенде фотовыставка «Как две капли». На экране слова А. С. Грибоедова «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Родители сидят полукругом за столами.
Ход:
Ведущая: - Уважаемые родители! Накануне мужского праздника мы поговорим о семье и о роли отца в семейном воспитании А как важно, чтобы семья была крепкой, нам расскажет стихотворение .
Мама.
Семья- это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы!
Семья – это важно,
Семья- это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Ведущая: - Да, семья – это очень ответственная работа. Мы знаем, что для нормального развития и стабильного эмоционального состояния ребенка необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на детей лаской, добротой, играет большую роль в воспитании, но формирование настойчивости, смелости, целеустремленности – это уже забота отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.
- Современные папы (как отмечают психологи), достаточно устойчивы в выражении эмоций, умеют сгладить острые углы в семейных отношениях, уйти от ссоры. Они заинтересованы в устроении быта семьи (делают ремонты, пристройки…), в организации семейного отдыха. Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем раньше. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если папу в семье не ценят, не одобряют другие ее члены, а ведь он – «глава семьи».
- Традиционно отцу отводится в семье дисциплинирующая роль. Иногда мы сами (мамы) ругаем детей: «Вот папа приедет, я ему все расскажу…». Есть такая версия, что сыновья суровых отцов бывают не способны к сочувствию и состраданию. Кто за эту версию? (Обсуждение.)
- А кто за народную мудрость «Наказывай дитя, пока оно поперек лавки лежит»? (Обсуждение.)
- Личные качества отца оказывают большое влияние на развитие ребенка. Его любовь учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, к жене и к другим людям. Наблюдая за взрослыми, дети копируют жесты, движения и манеры, присущи нам. Были ли вами замечены такие желания? Может из вашего детства есть примеры?(Высказывания родителей.)
- Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение. Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и другие черты, присущи настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой. Девочкам тоже крайне необходимо общение с отцом. Девочки не копируют поведение отца, но его одобрение придает ей уверенность в себе, важно чтобы папа интересовался ее делами, больше общался с ней. Как вы думаете, ваши «папы» достаточно общаются с ребенком? (Высказывания родителей). А из своего детства есть моменты, которые вы помните до сих пор? (Обсуждение.)
А теперь педагог-психолог даст несколько советов папам, в чьих семьях растут дочери. Объявляется рубрика «Папина дочка».
- Распространённый в прошлом стереотип о том, «что сын лучше дочери», понемногу ходит не нет. Всё чаще в семье именно дочка - предмет особой гордости папы. Какую стратегию выбрать в воспитании дочери?
1. Не пытайтесь заменить маму.
Наоборот, используйте в общении только те приёмы, которые под силу только вам. Разве может мама так прокатить на закорках или поиграть в догонялки.
2. Не стесняйтесь быть нежным
«Папы, это большие и добрые меховые животные - так образно продемонстрировала дочерний взгляд снизу вверх» замечательная сказочница К. Драгунская. Дочери особенно чутко воспринимают ласку и заботу, а напускная холодность лишь возведёт между вами барьеры.
3. Бойтесь быть отцом, которого боится ребёнок
Авторитет отца и авторитет человека с ремнём понятия разные. Поверьте, правильным тоном и разговором по душам добиться можно гораздо большего.
4. Будьте сначала другом, а потом уже родителем.
Делайте всё, что можете вместе.
5. Станьте проводником в мужской мир.
Кто как не папа сформирует представление о мужчинах вообще и об идеальном спутнике в частности.
- Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их решения.
- А что же с неполными семьями, это особая тема. Кому подражает мальчик, если его воспитывают мама и бабушка? Все папы разные, у всех свой характер, но когда отца нет совсем, проблем бывает в воспитании личности ребенка еще больше. Вы согласны? (Обсуждение.)
- А теперь мы перейдем к следующей части нашей встречи. Послушайте, пожалуйста, пословицы и поговорки и продолжите каждую из них.
Мамы по очереди зачитывают часть пословицы, а остальные дополняют. (См. Приложение.)
- Ребята постарались и рассказали о своем папе замечательные истории, да только я их не подписала и не знаю, кто же это рассказал о своем папе. Помогите узнать.
Родителям раздаются листы с рассказами о папе, но без имен. Рассказ зачитывается вслух по очереди. Каждая семья должна узнать в рассказе своего папу.
- Да, все папы разные, у них разная работа, но всем мамам и детям хочется, чтобы папа был идеальным во всем. Давайте мы вспомним старую игру нашего детства, когда мы на случайно выбранную букву писали города, реки и т.д. А нам нужно на выпавшую букву написать на ромашке то качество, которое должно быть в отце на ваш взгляд.
Родителям предлагается газета, карандаш и ромашка с белыми лепестками. Они по очереди тыкают карандашом в буквы и заполняют лепестки качествами идеального папы.
- А сейчас наши ребята споют вам замечательную песню о папе, подпевайте им. (Дети входят в зал, исполняется песня Шаинского про папу. Дети садятся.)
- Угадайте, о ком это расскажет нам Андрей П.?
- Кто нас учит гвоздь забить,
Даст машину порулить?
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый…. (папа).
- Давайте, ребята, порадуем ваших пап и мам и покажем им презентацию «Мой день в детском саду» со стихами. (Показ презентации.)
- И в заключении нашей встречи я приглашаю вас поиграть с воздушными шарами. (Проводиться игра «Парашют» Участники встают в круг и натягивают полотно парашюта. Их согласованные движения позволяют одновременно поднимать и опускать материал и тем самым подбрасывать воздушные шары, расположенные на полотне.
В конце игры детям в подарок вручаются воздушные шары, а ведущая благодарит родителей, поздравляет пап с наступающим праздником и все фотографируются на память.)
Приложение
Пословицы и поговорки о семье и о папе:
1. Семья сильна, когда над ней …(крыша одна).
2. Послушному сыну отцов приказ не ломит….(спину).
3. В хорошей семье хорошие…. (дети растут).
4. Каков ясень, таков клин,
Какой отец,….(такой и сын).
5. Не будет добра, коли в семье… (вражда).
6. Коли есть отец да мать, так и ребенку …(благодать).
7. В родной семье и каша …(гуще).
8. Бог для людей, а отец для….(детей).
9. На что клад, когда в семье…(лад).
10. Один отец значит больше, чем 100….(учителей).
Читайте также |
---|
Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного…
Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста В последнее время в педагогике, так же как и во...
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» 1. Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать её запоминанию и проговариванию. 2. Закрепить...