Родительское собрание в младшей группе детского сада на тему:
«Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

 

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в художественно-эстетическом развитии детей с учётом возрастных особенностей, апробирование новых форм сотрудничества с родителями.

Задачи:

1. Обогатить теоретическими и практическими навыками в воспитании детей в области изобразительного искусства.

2. Показать возможности детей в изобразительной деятельности.

3. Помочь овладеть некоторыми приёмами предметного рисования.

Повестка собрания:

1. Сообщение «Этапы становления детского рисования в младшем дошкольном возраста»

2. Ознакомление с планом работы кружка.

3. Демонстрация приемов по созданию интереса к рисованию и созданию выразительного образа.

4. Обучение родителей анализу детских работ.

5. Выставка работ младших дошкольников прошлых лет.

 

Ход работы родительского собрания:

1. Теоретическое сообщение (Приложение I .)

  • Актуализировать знания родителей о возрастных особенностях детей и об особенностях изобразительной деятельности.
  • Расширить знания об основных этапах становления изо деятельности в младшем дошкольном возрасте.
  • Дать представление родителям об игровых методах обучения детей рисованию.
  • Моделировать умение правильно оценивать результаты детского творчества.

2. Знакомство с планом работы кружка. (Приложение II .)

3. Практикум (Приложение III .)

  • Подготовка материалов к рисованию.
  • Определение цели и задач по выбранной теме рисования.
  • Практическое выполнение работы педагогом и родителями с речевым сопровождением методов и приёмов обучения по выбранной теме.
  • Вырабатывать   у родителей навык правильной оценки детских работ.

4. Рекомедации по организации домашнего рисования. (Приложение IV .)

Проект решения родительского собрания:

1. Создание условий дома для поддержания интереса детей в работе кистью и красками.

Ответственные: родители группы.

2. Осуществлять адекватное оценивание результатов детского творчества в детском саду и дома.

Ответственные: родители группы.

 

Приложение I

Текст сообщения:

Рисование в детстве – это активное развитие воображения, фантазии. «Творческое воображение деятельно, всегда стремится воплотиться в реальные дела: картины, стихи, машины – во всё новое, необходимое людям. Оно основа творчества, поэтому никогда не бывает бесплодным» - считает Ю.А. Полуянов, кандидат психологических наук.

Забота, внимание родителей, умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности любого ребёнка до высокого уровня. Легче всего положиться на ходячую формулу «дала природа способности – сами проявятся, нет - никакие занятия не помогут». Так можно облегчить себе жизнь, но в результате ребёнок действительно ничего не получит.

Чтобы повысить уровень творческого развития ребёнка, взрослый должен знать, как ребёнок поэтапно овладевает общими закономерностями художественных свойств и отношений, иметь чёткое представление о том, как происходит на протяжении всего дошкольного возраста смена одних изобразительных предпочтений другими; как изобразительное творчество влияет на другие структуры его личности.

Понять, что и как можно рисовать, помогают знания об особенностях детей младшего дошкольного возраста и знания об определённых этапах развития детского рисунка.

Внимательные родители запомнили тот день, когда ребёнок впервые взялся за карандаш и какое это имело последствие для стен, стола, рук, коленок. Подражание взрослым, желание вести себя как взрослые - вот один из мотивов первых попыток рисовать, источник и главное средство познания всего нового. Дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадию «каракулей» и «головоногов». Однако первые детские каракули лишь условно можно назвать рисованием. Вначале, детям нравятся только сами движения. Движения эти беспорядочны: рука не слушается, идет в случайном направлении, карандаш в ней держится плохо, скользит и срывается с бумаги. Форма и направление штрихов зависят больше от случайного положения карандаша, чем от желания ребенка. В это время дети редко берутся за карандаш, если его не предложит кто-то из взрослых. Почаще давайте вашему ребенку карандаш, учите держать его – сейчас это главное. Скоро он с вашей помощью освоит новые предметы и настолько полюбит это занятие, что будет самостоятельно находить карандаш и бумагу или что-то, их заменяющее. Ребенок получает удовольствие от самих движений, другой цели у него нет, что получится на бумаге, его не интересует. Но пройдет немного времени, и он начнет замечать на бумаге следы своего движения. С этого момента дети рисуют часто и увлечённо.

Время, когда ребёнок оставляет хаотичные следы на бумаге называют периодом каракуль. Я думаю, в каждой семье остался заветный листочек с множеством хаотичных линий. Постепенно ребёнок понимает, что линии и штрихи, соединившись, похожи на интересную форму, которую он будет повторять многократно и преднамеренно. Быть полезным ребёнку в этот период вовсе не значит проводить с ним какие-то специальные занятия. Наблюдая за тем, как рисует ваш ребёнок, постарайтесь сделать всё, чтобы он заметил, что вы довольны его успехами, радуетесь вместе с ним. Если в такой ситуации папа или мама попросят повторить какой-то штрих или посоветуют сделать новую линию, да к тому же покажут в воздухе, малыш станет рисовать особенно старательно. В сознании ребёнка начинает складываться образ собственных действий – основание для развития способности воображения. Детские психологи отмечают, что проследить за тем, как из каракулей ребёнка возникает организованная форма – это значит увидеть одно из явлений природы.

Категоричные указания, запреты или пренебрежительное отношение взрослых к любимому занятию часто приводят к тому, что рисование на время прерывается до того момента, пока вновь не появится определённый мотив для возникновения желания рисовать.

Первым изображением чего-то реального на детских рисунках чаще всего оказывается человек. Я думаю, что у каждого родителя есть его «портрет», выполненный ребёнком в данном возрасте, называют его страшноватым именем – головоног. «Головоног» появляется на рисунках детей 3-4 лет, иногда раньше или немного позже. Громадная голова стоит на ногах, руки растут из тех мест, где положено быть ушам, а туловища совсем нет. Это первое изображение человека без возраста, пола, профессии.

Почему голова, почему пропускает заметную часть - туловище?

Первый человек, с которым ребёнок начинает общаться – это мама. Через лицо матери он познаёт сложный непонятный мир. Она говорит с ним, улыбается ему, восторженно реагирует на новые проявления, ребёнок повторяет, чтобы порадоваться с мамой. Чтобы так общаться надо постоянно и внимательно вглядываться в выражение лица матери. Лицо закрепляется в воображении прежде всего другого. Позже, когда ребёнок накопит необходимый для рисования опыт, лицо становится главным в первом изображении человека. Через несколько месяцев ребёнок изобразит человека, соединив маленький кружок с большим овалом и присоединив руки и ноги к овалу – туловищу, а не к голове.

Важно в хаосе линий, форм находить сходства с внешним видом предметов реального мира. Правильные вопросы: «Что ты нарисовал? На что это похоже?». Дети узнают дорогу, пыль, цветок, дерево, зайчика и пытаются повторять эти изображения вновь и вновь. У некоторых есть свои фирменные способы изображения. Родители могут помогать тем, что находят правильные линии, хвалят их, что они красивые, просят нарисовать еще раз. Часто детские рисунки не соответствуют тому, что желают видеть взрослые. Нравится реакция родителей – приятное удивление: а ведь он по-своему понимает мир! Это не есть плохо, это – другое.

Из наблюдений педагогов: «Однажды дочь принесла мне рисунок. Мой портрет. Я возмутилась. Что это я у тебя толстая? И где ты видела такой нос – палочка и две точки вместо носа? – и вдруг замечаю удивленный взгляд 4-летнего ребенка снизу-вверх... Представляю свое лицо в этом ракурсе».

3-летний племянник заявляет мне уверенно: «Я буду рисовать машину». Я уже представляю себе два кружочка колеса, с которых он начнет рисовать, но он ставит маленькую точку и говорит: «Так!» - будто сделано важное дело. «Что это?» Он удивленно: «Ключ», а далее рисует все части по порядку.

Интересно сохранять детские шедевры и отслеживать на каком этапе развития рисунка находится ваш ребёнок.

Итак, малышу в этом мире всё ново и интересно: люди, животные, растения, вещи. Желание нарисовать всё это велико. К трем годам появляются формообразующие движения, формы изображаются близко к геометрическим эталонам. Первая форма – круг, начинает работать запястье, помогая рисовать непрерывные линии. Можно рисовать всё, что бывает круглым: шары, мячи, фрукты, явления природы, сказочные персонажи и другое. К 3-м годам ребёнок старается выполнять узнаваемые рисунки – это главный признак реалистичного изображения.

В младшем дошкольном возрасте на вопрос «Что ты будешь рисовать?», дети не всегда могут рассказать о своей задумке от начала до конца. Замысла, как намерения изобразить что-то определённое, у детей этого возраста ещё нет - его заменяет сильное желание порисовать. Решил нарисовать кошку, а получилась собачка. Рисунок сегодня может иметь иное содержание, чем было вчера. Поэтому всё о рисунке мы услышим в конце, по тому итогу, который получился. Это объясняется тем, что способности планировать свой замысел дети учатся постепенно. «Чаще и внимательнее выслушивайте рассказы детей, не спешите критиковать ребёнка за то, что он неправильно рисует, не придирайтесь к некоторым несуразностям в изложении, не требуйте от него, чтобы всё, выраженное словами, жестами, мимикой было показано на рисунке. Для начала достаточно внимательно выслушать сына или дочку, стараясь соединить его слова, действия и изображения, понять содержание рисунка так, как оно представляется ребёнку. Если всё это будет, ваш малыш сделает первый шаг на пути к формированию способности строить замысел будущего рисунка.» - советует Ю. А. Полуянов. В развитии этой способности очень велика роль речи - словесного выражения замысла. Рисуя что-либо, ребёнок комментирует свои действия, обыгрывает содержание рисунка, напевает, сочиняет.

Очеловечивание предметов для рисования очень нравится детям, они активно включаются в игру, а мы взрослые используем эту особенность для решения своих задач. Погружаем в мир рисования с помощью говорящей кисточки, краски, похожей на кашу-малашу (потому что краска густая и брать её нужно, помешивая, следить, чтоб «животик» у кисточки не заболел - оставлять краску на краю баночки). Кисть не просто рисует, а идёт гулять по листочку, оставляя хвостик, который просит: «Кисточка, возвращайся скорее» - «Сейчас, сейчас, только погуляю по кругу и приду к тебе. Привет!» - хвостики встречаются, кружочек получается. Поиграли и научились проводить формообразующие движения. Мы не раз услышим от детей такие «разговоры» с кисточкой – и не будем удивляться – играя, дети учатся.

В младшем дошкольном возрасте у детей велико искреннее желание кому-то помогать: накормить, спрятать от обидчика, подарить что-нибудь, успокоить. Часто это становится хорошей мотивацией к рисованию. Интерес и желание заниматься помогут поддержать всевозможные персонажи - бельчата, зайчата, медвежата, которым дети будут помогать - кому морковку нарисовать, кому яблоко, помочь не в целом, а конкретно - у каждого на столе фигурка зайчишки, который ждёт морковку от Саши, Маши...

Когда у ребёнка есть возможность выбора, тогда проявляется самостоятельность, осознанное отношение к процессу рисования, поэтому дети постоянно должны находятся в ситуации выбора - любой цвет для тарелочки, любой фон для рисования, варианты положения птички - клюёт, смотрит в небо...

Принцип - «Не делай как я», а «Делай со мной, делай лучше меня» помогает создать индивидуальные, богатые по замыслу рисунки. И, конечно, стихи, песенки, потешки яркий иллюстративный материал, который нужно рассматривать с детьми, показывая многообразие способов передачи впечатлений.

По мере накопления некоторого опыта в изобразительном творчестве, с общим развитием у ребёнка постепенно развивается критическое отношение к своей работе. Тогда ребёнку особенно важна бывает оценка его работ взрослыми. Он охотно показывает свои рисунки и ждёт поощрения, которое укрепляет его веру в свои возможности. Поэтому, проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствовать свой рисунок. Давая оценку рисунку ребёнка, надо, разумеется, прежде всего подумать о том, чтобы не разочаровать маленького рисовальщика, отметить положительные качества его работы.

К таким качествам прежде всего относится посильная для ребёнка правдивость изображения, сходство образов с действительностью, передача характерных особенностей и деталей, свидетельствующих об определённой наблюдательности ребёнка. «Ты хорошо нарисовал этого зайчика, я сразу узнал его- у него длинные уши и короткие передние лапки, он серенький и сидит как надо». Следует сказать и об эстетическом качестве рисунка: «Красивый рисунок, яркий, весёлый по краскам, аккуратно выполнен». Следует помнить - психология дошкольника такова, что оценку своих действий и их результата он не всегда отличает от выражения взрослым хорошего или плохого к нему отношения. Отрицательная оценка рисунка звучит для него так: «Ты плохой, неправильный, не такой как надо. Я тебя не люблю». Чтобы этого не случилось, сначала похвалите, если не найдёте достоинств, хотя бы за то, что он занимался рисованием. Сочетание похвалы с точным замечанием – единственная форма отрицательной оценки, которая не принесёт вреда дошкольнику. И если ваш ребёнок будет много рисовать, увлечётся этим занятием, значит, вы много сделали для этого.

 

Приложение II

План работы кружка.

«Рисуя, познаём» - художественно-познавательный кружок для детей младшей группы.

Тематическая модель организации процесса обучения детей рисованию предметов.

Цель: развитие способности создавать выразительные графические изображения предметов окружающего мира, обогащение знаний и представлений о выразительных возможностях художественных материалов.

Задачи:

1.Обогащать знания и представления детей о многообразии предметов окружающего мира (форма, цвет), о художественно- выразительных возможностях изобразительных материалов (гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, поролоновые кисти и т. п.).

2.Содействовать становлению природ сообразных умений и навыков, необходимых для передачи замысла изображения и выразительности образа.

3.Обеспечить оптимальные условия развития самостоятельности, творческой активности на занятиях изобразительным творчеством.

Приоритетные средства реализации задач:

  • Практика интеграции познавательной и изобразительной деятельности на занятиях.
  • Практика рассматривания предметов, выделения сходства и различий, любования окружающим миром.
  • Использование технологии блочного планирования.
  • Обогащение среды по отношению к содержанию занятий. Отбор методов и приёмов организации познания и изображения в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Игры с художественными материалами (анимация)
  • Последовательность в освоении детьми возможностей изо инструментов и материалов, вариативность в приёмах создания графических образов.
  • Обучение правилам работы с инструментами.
  • Развитие сенсомоторной, зрительной памяти.
  • Диалогический характер общения педагога и ребёнка в процессе занятий.
  • Создание условий для художественной деятельности- изостудия.
  • Доступность для использования разнообразность художественных материалов.
  • Помощь, совместное решение изо задач.
  • Природосообразная мотивация изо деятельности.
  • Безоценочный характер отношения к продукту деятельности.
  • Смешение техник создания графического изображения.

Результат: активен и самостоятелен в создании образа предмета, в выборе и использовании художественных материалов в качестве выразительных средств изображения.

 

Содержание работы по теме «Рисуя, познаём»

 

Тема занятия

Содержание деятельности

Результат, фото

«Шарики в небе»

Учить передавать округлую форму предмета, закрашивать без просветов, самостоятельно заполнять фон широкими линиями пастельными цветами, располагать рисунок по всему листу.

Эмоционально- эстетические переживания, интерес к процессу наложения пастельных цветов на фон.

«Рисуя, познаём»

«Красивая пирамидка в красивой коробке»

Учить рисовать округлые формы разные по величине, чередовать цвета, наносить линии, точки в качестве украшения предмета.

Умение различать формы по величине и располагать их по порядку на своём рисунке.

«Рисуя, познаём»

«Тележка для белочки»

Учить рисовать прямоугольную форму с остановками на углах, располагать рисунок в центре листа, ритмично украшать, воспитывать желание помогать сказочным героям.

Удовольствие от выполнения замысла, сопереживание, деятельное отношение.

«Рисуя, познаём»

«Красивая тарелочка»

Упражнять в рисовании больших и маленьких округлых форм, создавая края и центр предмета. Учить использовать ватные палочки для украшения тарелочки, развивать самостоятельность в раскрашивании предмета.

Эмоционально-эстетические переживания, овладение культурой зрительного и тактильного обследования предмета.

«Рисуя, познаём»

«Красивая неваляшка»

Учить рисовать очеловеченную игрушку, правильно передавая строение и пропорции. Развивать умение свободно менять цвета при раскрашивании, вносить дополнения, располагать рисунок в центре листа.

Умение рисовать очеловеченную игрушку, понимание пропорций.

«Рисуя, познаём»

«Весёлый Петрушка»

Учить создавать образ весёлого человечка по типу неваляшки, передавая характерные детали в причёске, в одежде. Учить использовать поролоновые кисти («чупа-чупс») для изображения мелких деталей.

Удовольствие от понимания универсальности умения рисовать округлые формы, интерес к нетрадиционным способам рисования.

«Рисуя, познаём»

«Кот»

Учить использовать умение рисовать округлые формы для создания нового образа, передавать строение и пропорции, вносить интересные дополнения. Развивать умение смешивать основные цвета с белым для получения пастельных оттенков.

Умение выделять признаки животного и изображать его на бумаге.

«Рисуя, познаём»

«Совушка- сова»

Учить экспериментировать с цветом: смешивать, сочетать, чередовать их для придания сказочности образу ночной птицы, создавать обобщённую схему совы с характерными для неё признаками.

Знание о том, что сова – ночная птица, эмоционально-положительное отношение к ней.

«Рисуя, познаём»

«Солнце для зверей»

Познакомить с тёплыми цветами, часто используемых для изображения солнца, воспитывать чувство сопереживания к сказочным героям.

Сопереживание сказочным героям, понимание образной характеристики тёплых цветов.

«Рисуя, познаём»

«Ракета летит к звёздам»

Учить ориентироваться на плоскости листа с помощью значков (звёзды), определяя направление рисунка- ракеты, правильно передавать конструкцию, цвет использовать по выбору.

Чувство радости от соприкосновения к миру космоса.

«Рисуя, познаём»

Деревья для птиц»

Познакомить детей с приёмами триз – тонировать небо поролоновой кистью, облака рисовать тычком щетиной кистью.

Умение передавать строение дерева, запоминать последовательность в рисовании этого объекта, (семечко, ствол, ветки, листья).

«Рисуя, познаём»

«Весенняя песенка»

Познакомить детей с линейной композицией, учить передавать строение дерева, вносить интересные дополнения в рисунок.

Эмоционально- эстетические переживания.

 «Рисуя, познаём»

«Божья коровка гуляет»

Учить свободно пользоваться пространством листа, передавать обобщённое строение насекомого, цвет, характерные мелочи (точки, усики). Создавать простой сюжет (травка, лужица, цветок, листок).

Удовольствие от возможности нарисовать любимого жучка, интерес к нетрадиционной технике рисования ватными палочками.

«Рисуя, познаём»

 

Составила: педагог по изо деятельности – Дудина Нурия Замиловна

 

Приложение III

Практикум по предметному рисованию.

Порисуем на тему: «Скворечник». Поупражняемся в проведении формообразующих движений, «проживём» игровую ситуацию, уточним речевое сопровождение определённых способов рисования, постараемся соблюдать все правила аккуратного рисования.

Материалы: краски гуашь, кисть №6, бумага для рисования, наклейки-птицы, мольберт, вода, салфетки.

I часть. Мотивация – прилетел скворец, а домик - скворечник не готов. Педагог уточняет, могут ли «дети» помочь и как.

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены разные птичьи «дома», определения формы, строения, пропорций, расположения.

II часть. Моделирование практической части занятия. Родители с педагогом поэтапно создают изображения скворечника, обговаривая каждое изобразительное действие, включая технику работы с красками, кистью, технику создания линий. Одновременно педагог стимулирует к созданию удобного и красивого домика для скворечника и предлагает подумать, на каком дереве можно его укрепить, какая при этом погода ждёт птицу, как можно украсить скворечник и тому подобное, стремясь активизировать инициативу художников к созданию выразительного рисунка.

III часть. Итоговая. Обыгрывание рисунков – прилетают птицы, которые хотят поселиться в скворечниках. Анализ от имени игровых персонажей. Родители вместе с педагогом учатся находить положительные стороны в работах, играют с птицами: сидят на удобной крыше, летают в гости друг к другу, поют песни и т.д. Уборка рабочего места.

Предложить родителям продумать аналогичные темы на решение этих же изобразительных задач.

Пожелания родителям успехов в художественно-эстетическом развитии детей.

 

Приложение IV

Для занятий рисованием нужно правильно подготовить рабочее место. Комната должна быть хорошо освещена, свет должен падать с левой стороны, мебель должна соответствовать росту малыша. Постелите на стол клеенку, наденьте на ребенка специальный халат или фартук.

На первых занятиях рисованием предложите ребенку только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из 2-3 цветов. Не открывайте баночки. После выбора ребенком краски, покажите, как правильно открывать баночку. Для знакомства с материалом потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длится 20-25 минут. В конце занятии обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.

Детские рисунки советуем оформлять. Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из белой плотной бумаги вырежьте рамку. Повесьте рисунок так, чтобы ребенок в любое время мог подойти к нему и рассмотреть.

Когда наберется достаточное количество рисунков, можно организовать выставку, на которую вы пригласите всех членной семьи. Малышу будет очень приятно!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Домик для зайчика» Основная образовательная область: познавательная.Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие...

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Читайте также

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...