Работа воспитателя с семьей

Довольно часто из-за отсутствия педагогиче­ских знаний, родители не могут самостоятельно спра­виться с теми проблемами, которые возникают в процессе воспитания детей на каж­дом возрастном этапе. Следовательно, квали­фицированная помощь воспитателя дет­ского сада будет уместна.

Чтобы лучше узнать условия воспи­тания ребенка, воспитатель проводит беседу с родителями малыша. Педагог интересуется, чем за­нимаются родители и ребенок в свобод­ное время.

Желая получить представление о здо­ровье ребенка, педагог спрашивает, что более всего беспокоит в состоянии здо­ровья малыша, какие травмы, болезни перенесены, на какие особенности нуж­но обратить внимание в детском саду (к примеру, малыш левша, не перено­сит какие-то продукты, неправильно произносит какие-то звуки и т. д.).

Уместным будет разговор с родите­лями о характере ребенка: какие качест­ва личности удалось воспитать у малы­ша, что беспокоит в его поведении (неусидчив, агрессивен и т. д.)? С ка­кими трудностями в воспитании встре­тились, как преодолевают их?

В ходе беседы следует уделить вни­мание и ребенку, завязать разговор с ним мож­но с помощью куклы (Незнайки, Буратино). Воспитатель пред­лагает малышу что-нибудь нарисовать (при этом обращая внимание родите­лей на посадку, умение держать каран­даш, лист). Педагог интересуется, читают ли в этой семье книги малышу.

В заключение встречи нелишне напом­нить родителям о режиме группы, пра­вилах детского сада (необходимо пре­дупреждать персонал в случае заболе­вания ребенка, и др.), сообщить темы собра­ний, вручить приглашение на первое собрание.

Если родители с первой встречи с вос­питателем почувствуют его заинтересо­ванное, неравнодушное отношение к ре­бенку, начало сотрудничеству между детским садом и семьей будет положено.

Основное внимание следует уделить одной из главных форм организации семейного воспитания — родительскому собранию, в проведении которого могут быть предложены разные формы и ме­тоды. Так, в первой части собрания — диалог за круглым столом по одной из проблем воспитания, а во второй — практикум с обязательным участием детей, где родители закрепляют только что полученные знания на практике в об­щении с ребенком.

Дискуссионная форма обсуждения проблемы дает возможность каждому присутствующему открыто высказаться. В спорах, как известно, рождается исти­на.

Начиная работу в младшей группе, педагог стремится сплотить коллектив, подружить детей, родителей.

На некоторых собраниях проводятся конкурсы на лучшее исполнение стихо­творения. Участвуя в них, дети не толь­ко учат стихи, но и вместе с родителями шьют костюмы, соответствующие содер­жанию стихотворений. Разнообразят та­кие конкурсы игры, сказочные сюрпри­зы, подготовленные взрослыми.

В ходе подготовки собраний перед воспитателем стоит задача заинтересо­вать родителей той проблемой, которая выносится на обсуждение. Для этого можно использовать разные приемы. Од­ним из них является анкетирование. Проводить его желательно не позже, чем за 2 недели до собрания. Вопросы анкеты подготавливают родителей к бо­лее глубокому и осмысленному восприя­тию темы предстоящего собрания. Так, к собранию «О здоровье — всерьез» ро­дителям предлагается ответить на такие вопросы:

  1. Что беспокоит вас в состоянии здо­ровья ребенка?
  2. Кому из врачей-специалистов вы хотели бы задать вопросы, какие?
  3. Какие виды закаливания вы про­водите с ребенком в семье и считаете наиболее полезными?
  4. Сколько времени проводит ребенок на свежем воздухе в будни, в выходные?
  5. Какие профилактические мероприя­тия проводите с ребенком дома в связи с эпидемией гриппа? Какие формы за­каливания предлагаете проводить в дет­ском саду?
  6. Какими средствами народной ме­дицины вы пользуетесь во время болез­ни ребенка?
  7. Какие меры предосторожности в от­ношении вашего ребенка должен пред­принимать медперсонал детского сада, воспитатели в связи с имевшимися за­болеваниями, травмами?

 

А таким может быть перечень вопро­сов к собранию «Это должен знать каж­дый» по проблеме профилактики дет­ского дорожно-транспортного травма­тизма:

  1. Как вы считаете, знает ли ребенок правила поведения при переходе улицы?
  2. Что, по-вашему, является главным в работе по профилактике детского до­рожного травматизма?
  3. Как вы знакомите ребенка с пра­вилами дорожного движения (в форме игры, занятия, советов и предостереже­ний)?
  4. Есть ли у вас необходимая литера­тура по данной теме?
  5. Испытываете ли вы трудности в ра­боте с ребенком по этой проблеме?
  6. Какие вопросы хотите задать ра­ботнику ГИБДД?

 

Надеемся, что вопросы анкеты, адре­сованные отцам, заставят их задуматься над своей ролью в семье:

  1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
  2. Сколько времени вы проводите со своим, ребёнком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  3. Ругаете ли вы ребенка при посто­ронних, друзьях?
  4. Курите ли вы в той же комнате, где находится ребенок?
  5. Какие испытываете трудности в об­щении с ребенком?

 

На занятиях по рисованию или аппли­кации воспитатель с детьми придумы­вают и изготавливают оригинальные приглашения для родителей в виде мат­решек, чашек, яблок, цветов, портфелей, вовнутрь которых вкладывают секреты, т. е. тексты с обращением к каждому члену семьи и приглашением на собра­ние с указанием его программы.

Следует отметить некоторые момен­ты, которые ведущему необходимо учи­тывать при ведении дискуссии. Во-первых, знать имена, отчества всех присут­ствующих. Для этого можно записать эти данные на листок.

Во-вторых, не затягивать обсуждение, после выступлений двух-трех родителей коротко обобщить сказанное, дополнив его примерами из жизни группы.

Подготовка и проведение родитель­ских собраний требует от воспитателя большой отдачи душевных сил, твор­чества и времени, поэтому большая на­дежда возлагается на помощь и заинте­ресованность администрации детского сада.


Литература: Метенова Н.М. "Воспитателю для работы с семьей"



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»

Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни.  Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?»

Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?» Для младших дошкольников Цель: создание у детей благоприятного эмоционального состояния посредством музыкальной деятельности.Задачи:- способствовать развитию у детей...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...