Работа воспитателя с семьей
Довольно часто из-за отсутствия педагогических знаний, родители не могут самостоятельно справиться с теми проблемами, которые возникают в процессе воспитания детей на каждом возрастном этапе. Следовательно, квалифицированная помощь воспитателя детского сада будет уместна.
Чтобы лучше узнать условия воспитания ребенка, воспитатель проводит беседу с родителями малыша. Педагог интересуется, чем занимаются родители и ребенок в свободное время.
Желая получить представление о здоровье ребенка, педагог спрашивает, что более всего беспокоит в состоянии здоровья малыша, какие травмы, болезни перенесены, на какие особенности нужно обратить внимание в детском саду (к примеру, малыш левша, не переносит какие-то продукты, неправильно произносит какие-то звуки и т. д.).
Уместным будет разговор с родителями о характере ребенка: какие качества личности удалось воспитать у малыша, что беспокоит в его поведении (неусидчив, агрессивен и т. д.)? С какими трудностями в воспитании встретились, как преодолевают их?
В ходе беседы следует уделить внимание и ребенку, завязать разговор с ним можно с помощью куклы (Незнайки, Буратино). Воспитатель предлагает малышу что-нибудь нарисовать (при этом обращая внимание родителей на посадку, умение держать карандаш, лист). Педагог интересуется, читают ли в этой семье книги малышу.
В заключение встречи нелишне напомнить родителям о режиме группы, правилах детского сада (необходимо предупреждать персонал в случае заболевания ребенка, и др.), сообщить темы собраний, вручить приглашение на первое собрание.
Если родители с первой встречи с воспитателем почувствуют его заинтересованное, неравнодушное отношение к ребенку, начало сотрудничеству между детским садом и семьей будет положено.
Основное внимание следует уделить одной из главных форм организации семейного воспитания — родительскому собранию, в проведении которого могут быть предложены разные формы и методы. Так, в первой части собрания — диалог за круглым столом по одной из проблем воспитания, а во второй — практикум с обязательным участием детей, где родители закрепляют только что полученные знания на практике в общении с ребенком.
Дискуссионная форма обсуждения проблемы дает возможность каждому присутствующему открыто высказаться. В спорах, как известно, рождается истина.
Начиная работу в младшей группе, педагог стремится сплотить коллектив, подружить детей, родителей.
На некоторых собраниях проводятся конкурсы на лучшее исполнение стихотворения. Участвуя в них, дети не только учат стихи, но и вместе с родителями шьют костюмы, соответствующие содержанию стихотворений. Разнообразят такие конкурсы игры, сказочные сюрпризы, подготовленные взрослыми.
В ходе подготовки собраний перед воспитателем стоит задача заинтересовать родителей той проблемой, которая выносится на обсуждение. Для этого можно использовать разные приемы. Одним из них является анкетирование. Проводить его желательно не позже, чем за 2 недели до собрания. Вопросы анкеты подготавливают родителей к более глубокому и осмысленному восприятию темы предстоящего собрания. Так, к собранию «О здоровье — всерьез» родителям предлагается ответить на такие вопросы:
- Что беспокоит вас в состоянии здоровья ребенка?
- Кому из врачей-специалистов вы хотели бы задать вопросы, какие?
- Какие виды закаливания вы проводите с ребенком в семье и считаете наиболее полезными?
- Сколько времени проводит ребенок на свежем воздухе в будни, в выходные?
- Какие профилактические мероприятия проводите с ребенком дома в связи с эпидемией гриппа? Какие формы закаливания предлагаете проводить в детском саду?
- Какими средствами народной медицины вы пользуетесь во время болезни ребенка?
- Какие меры предосторожности в отношении вашего ребенка должен предпринимать медперсонал детского сада, воспитатели в связи с имевшимися заболеваниями, травмами?
А таким может быть перечень вопросов к собранию «Это должен знать каждый» по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:
- Как вы считаете, знает ли ребенок правила поведения при переходе улицы?
- Что, по-вашему, является главным в работе по профилактике детского дорожного травматизма?
- Как вы знакомите ребенка с правилами дорожного движения (в форме игры, занятия, советов и предостережений)?
- Есть ли у вас необходимая литература по данной теме?
- Испытываете ли вы трудности в работе с ребенком по этой проблеме?
- Какие вопросы хотите задать работнику ГИБДД?
Надеемся, что вопросы анкеты, адресованные отцам, заставят их задуматься над своей ролью в семье:
- В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
- Сколько времени вы проводите со своим, ребёнком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
- Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях?
- Курите ли вы в той же комнате, где находится ребенок?
- Какие испытываете трудности в общении с ребенком?
На занятиях по рисованию или аппликации воспитатель с детьми придумывают и изготавливают оригинальные приглашения для родителей в виде матрешек, чашек, яблок, цветов, портфелей, вовнутрь которых вкладывают секреты, т. е. тексты с обращением к каждому члену семьи и приглашением на собрание с указанием его программы.
Следует отметить некоторые моменты, которые ведущему необходимо учитывать при ведении дискуссии. Во-первых, знать имена, отчества всех присутствующих. Для этого можно записать эти данные на листок.
Во-вторых, не затягивать обсуждение, после выступлений двух-трех родителей коротко обобщить сказанное, дополнив его примерами из жизни группы.
Подготовка и проведение родительских собраний требует от воспитателя большой отдачи душевных сил, творчества и времени, поэтому большая надежда возлагается на помощь и заинтересованность администрации детского сада.
Литература: Метенова Н.М. "Воспитателю для работы с семьей"
Читайте также |
---|
Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы»
Сценарий спортивного досуга в подготовительной группе «Богатырские забавы» Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни. Задачи: Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях по...
План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»
План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»
Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?»
Сценарий новогоднего утренника «Кто рукавички потерял?» Для младших дошкольников Цель: создание у детей благоприятного эмоционального состояния посредством музыкальной деятельности.Задачи:- способствовать развитию у детей...