«Тренинг родительской эффективности»
Программа работы педагога – психолога МБДОУ детский сад № 264 Сипайловой Натальи Александровны с родителями детей – воспитанников
Пояснительная записка.
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Об этом свидетельствует проведенная диагностика родителей по стилям воспитания в семье: родители не могут устанавливать какие-либо рамки в поведении своих детей, а если и существуют какие-либо запреты, то дети легко их нарушают. Также, родители в процессе воспитания предпочитают обходиться без наказаний, уповая на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
Таким образом, работу с родительской общественностью мы рассматриваем как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.
Основанием для построения данной программы послужило представление о необходимости вовлечения родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованном участии в воспитательно-образовательном процессе с целью наиболее полноценного развития их собственных детей.
Цель программы.
Психолого – педагогическое просвещение родителей детей-дошкольников.
Задачи работы.
1. Научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком.
2. Проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей-дошкольников.
3. Оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к школьному обучению.
4. Дать навыки эффективного общения с ребенком.
Организация программы.
Данная программа будет осуществляться в системе психолого-педагогического сопровождения в следующих видах и формах:
- Консультирование родителей – индивидуальное и групповое;
- Проведение родительских собраний – лекции, дискуссии;
- Проведение тренингов – детско-родительских отношений, родительской эффективности;
- Психологическое просвещение родителей через наглядную агитацию – информация на стендах «беседа с психологом» в каждой возрастной группе;
- Анкетирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
В данном дошкольном учреждении у педагога-психолога есть отдельный кабинет, в котором проводятся занятия с детьми и индивидуальные консультации с родителями. Групповые консультации с родителями психолог проводит в игровой комнате групп или в музыкальном зале, если это общее родительское собрание.
Индивидуальные консультации проводятся по запросу самих родителей по различным вопросам, касающихся воспитания и развития детей, адаптации ребенка к дошкольному учреждению, взаимоотношений в детском коллективе, готовность детей к школьному обучению. Также, индивидуальные консультации проводятся по запросу воспитателей, администрации и определяют круг таких проблем, как непослушание детей, интеллектуальное развитие ребенка, излишняя возбудимость воспитанников, индивидуальные особенности детей. Индивидуальные консультации отмечаются психологом в журнале консультаций – кто обращается с проблемой, когда, какие рекомендации даны.
Групповые консультации проводятся психологом с родителями из разных возрастных групп по одинаковым вопросам развития и воспитания детей, в течение года психолог консультирует родителей из одной возрастной группы по различным вопросам.
Родительские собрания проводятся психологом во всех возрастных группах в течение года по вопросам психологического здоровья детей, возрастных кризисов развития и др. Эти консультации психолог отмечает в журнале выходов на родительские собрания – когда проведено собрание, в какой возрастной группе, тема, вопросы родителей психологу и рекомендации по данным вопросам.
Частота проведения занятий – 1 раз в месяц в течение года (9 занятий)
Адресат – родители воспитанников.
Длительность занятия – 1,5 – 2 часа.
Тематический план занятий
№ |
Задачи упражнений
|
Упражнения |
1. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы «Маска, я тебя знаю!» «Сиамские близнецы» «Три стула» «Тяни-толкай» «Встреча» Завершение работы, подведение итогов
|
2. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы «Любимое занятие» «Полюбите нас «черненькими!»» «Я в глазах другого» «С чужого голоса» «Чужая душа – потемки» Завершение работы, подведение итогов
|
3. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы «Мячик» «Дело мастера боится» «Ассоциации» «Прищепка» «Релаксация» «Тест-шутка» Завершение работы, подведение итогов
|
4. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы «Фотошоп» «Линия раздела»» «Остров везения» «Гроссмейстеры общения» «Ищу компаньона!» Завершение работы, подведение итогов
|
5. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы «Семья для меня – это…» «Подвесной мост» «Герой моего романа» «Ищу компаньона!» «Семейное предание» Завершение работы, подведение итогов
|
6. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы «Семья нужна человеку для…» «Диаграмма»» «Кто я?» «Коммуникационные карты» «На шкале эмоций» Завершение работы, подведение итогов
|
7. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы «Древо семейных ценностей» «Линия раздела» «Я в глазах другого» «Кто я?» Завершение работы, подведение итогов, дом. задание
|
8. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы «Маска, я тебя знаю!» «Древо семейных ценностей» «Танец семьи» «Ассоциации» Завершение работы, подведение итогов.
|
9. |
|
Приветствие участников, принятие правил работы группы Выполнение упражнений на выбор участников группы Завершение работы, подведение итогов.
|
Конспект занятия «Тренинг родительской эффективности»
«Тренинг семейных отношений».
М. Кипнис. 2005 г. (часть 1).
Лекции Т. Рохместровой (СГПУ)
Тема:
Задачи:
1. Стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости.
2. Вызвать понимание уникальности семьи среди других союзов, чувство гордости от принадлежности к ней.
3. Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
Оборудование: лист ватмана, фломастеры, мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, прищепки, гуашь, кисточки, бумага, штапик, тетрадные листы.
Содержание.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Приветствие участников тренинга.
Принятие правил, по которым будет работать группа, которые нельзя нарушать в процессе всего занятия.
Для этого понадобятся – ватман и маркер.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Стоя в кругу, ведущий передает мяч по кругу участникам по очереди:
- Назовите свое имя и как хотите, чтобы вас называли в группе.
- Семейное положение, профессия, несколько слов о своем ребенке.
- Пожелания себе как родителю.
- Чего ожидаете от этого занятия?
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Сейчас поиграем в ассоциации. Я подойду к каждому из вас и начну фразу, а вы постараетесь ее закончить. Отвечать надо быстро, первое, что пришло в голову:
- Это было давно, но я…
- Мой идеал мужчины…
- Мне в моей жизни встречались…
- Была ситуация, когда я…
- Моя любовь к детям…
- Как здоров, что в моей жизни есть…
- Ребенок дал для меня…
Какие чувства вызвало это упражнение? Участники делятся впечатлениями.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
В центре на стуле колода карт с названиями определенных эмоциональных состояний. Участникам необходимо продемонстрировать эти эмоции без слов с помощью пантомимы. Если карта отгадана, то она идет в отбой, если – нет, игрок забирает ее себе.
Выигрывает тот, у кого меньше всего карт.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
В круг приглашаются две пары. Всем остальным завязывают глаза платком. Парам развешивают прищепки по четыре штуки. Включается музыка – участники должны как можно быстрее собрать максимальное количество прищепок пока звучит музыка.
После выполнения упражнения, впечатления участников – в какой роли было комфортнее.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Релаксация.
- Капните капельку краски на бумагу и «выдуйте» рисунок с помощью трубочки.
- Смочите лист бумаги водой и нарисуйте что хотите, следуя своим эмоциям.
Листы в круг, участники проговаривают – на что похоже, свои ощущения в ходе выполнения задания.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
На полу штапик, участники выстраиваются вдоль него.
- Я произношу вопрос и тот, кто отвечает на него утвердительно – переступает черту. Думать - несколько секунд.
- Боитесь ли вы одиночества?
- Считаете ли вы свою семейную жизнь – удавшейся?
- Бываете ли вы часто задеты поведением своего мужа (жены)?
- Вам хочется иметь много детей?
- Вам кажется, что ваши близкие не ценят ваших усилий в полной мере?
- Вы непростительно много времени отдаете работе в ущерб общению с детьми?
- Вы окружены заботой и лаской?
- Вы любите свой дом?
- Вы человек эмоциональный, а потому с вами нелегко в семье?
- Вы считаете, что молчание – золото?
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Сидя в кругу, участники называют свое имя и рассказывают о том, чему бы он мог научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом, что он умеет делать мастерски (семья, дом, воспитание).
УПРАЖНЕНИЕ 9.
- Запишите в столбик 4 буквы: ЛДРП.
- К каждой букве напишите цифры от 1 до 4.
- К каждой группе (буква и цифра) прибавьте название какого-то животного, птицы, насекомого.
- Теперь по 3 качества, которые на ваш взгляд их характеризуют.
РАСШИФРОВКА:
- Л – это любовь
- Д – это дружба
- Р – это работа
- П – это постель
- Цифры говорят, на каком месте в вашей жизни они находятся, а животные, птицы, насекомые с написанными вами качествами – это то, как вы представляете себя в соответствующих жизненных процессах.
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Стоя в кругу, держимся за руки.
- Какое впечатление от работы?
- Какие чувства возникают сейчас?
- Всем спасибо, до свидания!
Направления работы с родителями детей - воспитанников
В начале жизненного пути рядом с ребенком находятся самые главные люди в его жизни — родители.
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает и детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше но знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Малыш растет и развивается в стенах детского сада, готовится к поступлению в школу. Задача взрослых (родителей и педагогов) объединить свои усилия и обеспечить детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.
Одним из основных направлений работы психологической службы нашего ДОУ является психолого-педагогическое просвещение родителей детей-дошкольников.
Наша программа осуществляется в системе психолого-педагогического сопровождения в следующих видах и формах: групповое и индивидуальное консультирование родителей; проведение родительских собраний и клубов; наглядная агитация для родителей в каждой возрастной группе; проведение тренингов для родителей.
Таким образом, программа основана на необходимости вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованном участии в этом с целью наиболее полноценного развития их собственных детей.
Задачи работы по данной программе таковы:
- научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные
отношения с ребенком;
- проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях
детей – дошкольников.
- оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к
школьному обучению.
- дать навыки эффективного общения с ребенком.
Программа по работе с родителями успешно апробируется на базе МДОУ № 264 в системе психолого-педагогического сопровождения.
Читайте также |
---|
Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»
Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...
Исследовательская или проектная деятельность?
Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...