Практикум для воспитателей. Самоанализ опыта общения с родителями

 

Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией (коммуникация), выработку общей тактики и стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание партнерами друг друга (социальная перцепция).
В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого как активного субъекта общения. Интерактивная сторона общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, конкуренции и - особом случае взаимодействия - конфликте. Перцептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным механизмам перцептивной стороны общения относятся идентификация (отождествление себя с партнером, эмоциональное «вчувствование» в партнера - эмпатия) и рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»).

Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения.
Предлагаемые ниже тесты, упражнения и задания для воспитателей направлены на самоанализ собственного опыта общения с родителями воспитанников и на развитие техники общения (совокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, а также воздействовать на другого).


Задание для самопроверки знаний в области психологии общения
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
1. Увлекательное начало разговора рождает_____________и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
2. Хорошо аргументированный ________________способствует усилению эффективности словесного воздействия.
3. Мешают доброму отношению _____________тон,_______________речи.
4. Сутулая________________, висящие вдоль тела______________, опущенная_говорят о неуверенности в себе.
5. Одна из наиболее информативных частей лица_______________.
6. Губы поданы вперед и нервно подрагивают - собеседник__________________и готов________________.
7. Поглаживание подбородка говорит о______________, о желании принять_______________.
8. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - умение считаться с________________других людей.
9. Деловой конфликт носит _____________характер.
10. К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся ______________,______________и_______________.
11. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но_______________, а часто и__________.
(Ответы, на это и другие задания см. в конце статьи.)

Задание «Выбери верный ответ»
Цель. Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличностного общения.
Задача. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).

Первое суждение. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны.
Второе суждение. Разумными вариантами отношения к конфликту являются: а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями
Уважаемый воспитатель!
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.
Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.
1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.
2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.
3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения. Да. Нет.
4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацик взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение Да. Нет.
6. Владею техникой диалогическогс (безоценочного) общения. Да. Нет.
7. Проявляю достаточную гибкость е конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.
8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.
9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.
10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.
11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.
12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.
13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.
14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.
15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной и пр. литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.
16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.
17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.
18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах. Да. Нет.
19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.
20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.
Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют специальные упражнения.

Упражнение «Мимическая реакция»
Цель. Тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.
• Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись»), удивленно («Не ожидала»), вопросительно («Что-нибудь случилось?»), радостно («Наконец-то!»).
• Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.
• Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую ему ботинки. Вы удивлены. Покажите свое удивление.

Упражнение «Окно»
Цель. Тренировка эмоциональной выразительности в невербальной передаче информации собеседнику.
• Вообразите, что с коллегой вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Передайте содержание своей информации «через стекло».

 

Упражнение «Невербальный диалог»

Цель. Осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций по поводу различных ситуаций общения (выполняется в паре).
Воспитатель. Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь.
Отец ребенка. Извините, мы вынуждены были задержаться.
Воспитатель. Могли бы вы выполнить маленькую просьбу - постирать фартуки для дежурства детей во время еды?
Мать. Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу.
Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.
Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать ее тональность, соответствующую тактике общения.
Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».
Позиция «Я» в роли «дитяти» - позиция подчеркивания особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности.
Позиция «Я» в роли «родителя» -стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.
Позиция «Я» в роли «взрослого» -подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению.
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера.
Педагогу вступающему в контакт с родителем, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.
Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

В началоНазад123ВперёдВ конец


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Пояснительная записка. В последнее время все большее значение отводится активным формам и средствам образования...

Дидактическая игра «Веселые линии»

Дидактическая игра «Веселые линии» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселые линии» предназначена для детей 3-4 лет. Данная игра предназначена для проведения...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...

Читайте также

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа)

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном...

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения В своей группе «Сказка» я разместила зрительные тренажеры. Использование таких тренажёров является эффективным средством...

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск» Методический паспорт творческого проекта Структура Содержание Примеры и разъяснения Тема «Моя малая родина – Подольск»   Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед   Исполнитель...