Консультация: «Работа с родителями по правовому воспитанию»

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе». Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине 19 века. Крестьянская реформа, по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознании людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

В числе первых кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К.Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка, Я. Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, и в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Провозглашенные им идеи, нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» (1929) отстаивал право ребенка на индивидуальность, человеческое достоинство.

Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эгалантайн Джебб. По существу, именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1924 г. была принята Лигой Наций. Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимся прав ребенка относятся: «Декларация прав человека» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация б обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990).

«Конвенция о правах ребенка» – это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защищает ребенка, утверждает приоритетность его интересов в обществе, провозглашает равные права детей со взрослыми. Документ содержит четыре основные требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В нем заложены два основополагающих принципа: 1) ребенок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, причем реализация одного права неотделима от осуществления других; 2) приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. Этот документ утверждает необходимость особого внимания государства и общества к социально депривированным группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам, правонарушителям. Признает право неполноценного ребенка на заботу о себе. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности.

Конвенция – это правовой документ высокого международного стандарта. Она предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее. Вместе с тем Конвенция признает, что не все располагаю ресурсами для немедленного обеспечения всех прав детей. В этом случае она обязывает их уделять экономическим, социальным и культурным правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени. Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы, политику и практику.

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

1) Семейный кодекс Р.Ф. (1996) – оговаривает, что родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

2) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Р.Ф.» - специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Это дети-инвалиды и жертвы вооруженных конфликтов, дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав. Кроме того государством принят ряд нормативных правовых документов, например, президентская программа «Дети России».

3) Закон «Об образовании» (1992). В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о ДОУ в уставе детского сада должны быть представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня: международный, федеральный, региональный и локальный – последний из которых соответствует уровню каждого детского сада.

Дошкольное образовательное учреждение в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка-дошкольника:

- на охрану здоровья;

- на образование;

- ребенка участвовать в играх;

- сохранение своей индивидуальности;

- на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.

Основные задачи в работе с родителями воспитанников ДОУ:

- знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;

- перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнение;

- повышать уровень правой культуры родителей, их компетентности в воспитании ребенка;

- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;

- вести работу по профилактике жесткого обращения с детьми;

- выявлять семьи группы риска, вести коррекционную работу с неблагополучными семьями;

- создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «доверительный деловой контакт».

Все задачи можно решать через следующие формы работы с родителями:

- информационные стенды;

- тематические выставки;

- знакомство с психолого-педагогической литературой;

- родительские собрания;

- индивидуальные и групповые беседы;

- заседания родительского клуба;

- деловые игры;

- тренинги, практикумы;

- анкетирование, тестирование;

- семинары, встречи со специалистами;

- участие родителей в коллективных делах ДОУ.

Систематическая работа ДОУ по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, повышению уровня правовой культуры родителей и их компетентности в вопросах воспитании и развитии детей.


 

Список литературы:

1. Журнал «Воспитатель» №11, 2008. Григорьева Л.А. Защитим права ребенка.

2. Журнал «Управление» №3, 2005. Суслова Э.К. Семинар-практикум по правовому воспитанию.

3. Журнал «Управление» №3, 2005. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект праздника «Олимпийский день», посвящённого «Дню физкультурника» для детей старшего…

Конспект праздника «Олимпийский день», посвящённого «Дню физкультурника» для детей старшего дошкольного возраста Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через создание радостного...

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Читайте также

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...