Практическое занятие с родителями средней группы
«Играем с ребенком дома – положительно влияем на его развитие»
Цель: формирование представлений у родителей о возрастных особенностях развития ребенка, методах его развития, воспитания и способах общения.
Содержание занятия
1. Приветствие
«Зеркало»
Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Сейчас один из родителей будет «зеркалом» другого. Тот, кто исполняет роль «зеркала», поворачивается к соседу, сидящему слева от себя, и встречается с ним взглядом. Затем «зеркало» произносит комплимент своему соседу. А тот, кто «смотрится» в зеркало, отвечает: «Да, я знаю» или «Да, я такая(ой), а еще я... (умею, знаю и т.п.)». Теперь тот, кто смотрелся в «зеркало», становится «зеркалом» для своего соседа слева.
2. Основная часть
а) Информационный блок
Ведущий предоставляет информацию о возрастных особенностях детей, методах развития и воспитания ребенка, общения с ним. Психолог раздает родителям индивидуальные памятки – «Возрастные особенности детей», «Правила воспитания для взрослых».
б) Практический блок
Психолог говорит, как важно проявлять любовь к ребенку, быть рядом с ним. Необходимо уделять ребенку больше внимания, играть с ним. Это положительно влияет на развитие его психических процессов, воспитание.
«Покажи нос»
Цель – развить представление ребенка о частях тела.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте,
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый называет части своего тела и показывает их на себе. Ребенок повторяет за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает путать ребенка: называть одну часть тела, а показывать другую. Ребенок должен заметить это и не повторить неверных движений. Далее взрослый и ребенок меняются ролями – ребенок показывает, взрослый повторяет.
«Ласковые лапки»
Цели – снять напряжение, мышечные зажимы, снизить уровень агрессивности, развить чувственное восприятие, привести к гармонии отношения взрослого и ребенка.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, ластик, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывает на стол и предлагает ребенку оголить руку по локоть. Объясняет, что по руке будет ходить «зверек», касаясь ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» может прикасаться к щеке, ладоням, колену.
«Разговор с руками»
Цель – научить детей и взрослых контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему эту игру.
Взрослый обводит руки ребенка на листе бумаги. Затем предлагает ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, носик и раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого начинает беседу с руками: «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» если ребенок не подключается к разговору, взрослый продолжает сам. При этом надо проговорить, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), а иногда не слушают своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошее: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на эти условия, то через заранее обговоренный промежуток времени необходимо снова проиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив руки и их хозяина.
3. Прощание
4. Лист отзывов
Приложение 1
Памятка для родителей "Возрастные особенности детей"
Средняя группа (4-5 лет)
- Развитие органов чувств
- хрусталик глаза имеет более плоскую форму, чем у взрослого. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако может развиться и близорукость. Необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней;
- большая чувствительность к шуму, поэтому должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко
- Строение и деятельность центральной нервной системы
- совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру;
- воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности (н-р.: улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально предназначенных для этого подвижных игр.);
- внушаемость;
- преобладает процесс возбуждения;
- усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей, поэтому следует совершенствовать реакции ребенка на сигнал: широко использовать дидактические игры и игры с правилами;
- трудно формируются различные виды условного торможения, поэтому необходимо постоянно упражнять детей в соблюдении правил поведения.
- Развитие личности
- созидательное отношение к предметному миру (использовать скромные поделки – систематически подчеркивать, что ребенок сделал, что-то сам);
- познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях (давать ребенку новые знания в увлекательной форме, серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным соображениям ребенка, обсуждать все соображения и возражать им как бы на равных);
- Развитие психических процессов
Возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов – увеличение участия воли.
Восприятие
Осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. Знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.
Формируются представления об основных геометрических фигурах; о семи цветах спектра; о параметрах величины(длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу ); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы минуты); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.)
- Внимание
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Надо просить ребенка больше рассуждать вслух.
- Память
- начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного припоминания;
- возрастает объем памяти
- дети запоминают до 7-8 названий предметов;
- начинает складываться произвольное запоминание: ребенок способен принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
- Мышление
- начинает развиваться образное мышление – дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;
- способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п.;
- может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя отличия и свойства;
- может собрать картинку из четырех частей, без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец;
- может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: игрушки, одежда, обувь, фрукты, овощи, животные, посуда, транспорт.
- Воображение
- развито слабо;
- формируются оригинальность и произвольность;
- Речь
- улучшаются произношение звуков и дикция;
- дети имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей;
- обогащается словарный запас (обращать внимание детей на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи);
- формируются элементы связной речи;
Приложение 2
Памятка для родителей
«Правила воспитания для взрослых»
Чтобы дети как можно раньше научились следовать указаниям родителей, управлять своим поведением, и в их повседневную жизнь ввести простые правила. Это поможет детям лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности в себе, избавит взрослых от чтения бесконечных нотаций.
Прежде чем ввести правило, необходимо проверить, будет ли оно эффективным, удовлетворяет ли следующим условиям:
- Правило должно быть конкретным и обоснованным.
- Одно и то же правило повторить несколько раз, но не как приказ, а как доброжелательный совет.
- Правило должно быть сформулировано в позитивной форме (сравним: «Говори тихо» - «Не кричи»)
- Взрослые должны сами неукоснительно выполнять правила, введенные ими. Это послужит примером для ребенка.
Список литературы
1. Елена ЖУКОВА, Елена ХОМЯКОВА - «Работа с родителями дошкольников»;
2. Н.А Рогалева «Психологический клуб для родителей».
Читайте также |
---|
Творческий проект
Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...
Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…
Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...
План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…
План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»