Конспект тренингового занятия для родителей

«Наше психологическое пространство»

Задачи:

  • Дать представление о психологическом пространстве человека, необходимости заботиться о самом себе;
  • Расширить представления о понятиях «близость», «влияние»;
  • Повышать ответственность родителей за собственное психофизическое состояние;
  • Способствовать сплочению семьи и оптимизации детско-родительских отношений;
  • Показать родителям необходимость уважения и соблюдения психологических границ ребенка и других членов семьи.

Адресат: родители детей, посещающих дошкольные учреждения; педагоги

1. Вводная часть: Ритуал приветствия (в кругу).

2. Основная часть:

Беседа «О смысле жизни».

В чём Вы видите для себя смысл жизни? Этот вопрос (философский) возникает у многих людей. Для большинства ответом на этот вопрос будет: «здоровая счастливая семья». Путь к достижению своего смысла жизни длинен и лежит он через различные преграды, в том числе «покорения вершины горы собственного Я».

А сейчас откройте широко свои глаза и оглянитесь вокруг, что вы видите? Что вы чувствуете? Дотроньтесь до чего-либо или до кого-либо. Подвигайтесь так, как вам нравится.

Закройте глаза и уши, не двигайтесь. Мир перестал для вас существовать, вокруг ничего нет, если вас нет. Ответьте на вопрос: какая потеря самая значительная для человека? И если этот ответ – потеря самого себя – всё становится на свои места.

Когда нас нет, уже нельзя решить какие бы то ни было вопросы и исправить к-л. ошибки, нельзя помочь другим, в том числе и своим детям. Как же важно оставаться у самого себя! А значит, как важно заботиться, прежде всего, о самой себе. Задумайтесь об этом. Это не эгоизм. Это возможность, наполняя свой сосуд (чашу), отдавать другим.

Психолог демонстрирует рисунок «Кувшины». Главное для человека – это он сам. Если вам хорошо, вы сможете помочь и другим. А если плохо, вряд ли.

Упражнение «Границы моего тела»

Участникам нужно разделиться на группы по 5 человек и встать в круг, в центре человек, определяющий свои психологические границы. Сначала группа находится достаточно далеко от центра, постепенно круг сжимается, делая медленные шаги внутрь. Человек в центре должен сказать «стоп», когда нужно закончить приближение к нему, когда ему становится дискомфортно.

Обсуждение ощущений. Выводы: Границы важны для государства, важны для семьи и для каждого отдельного человека в ней. И у каждого человека психологические границы свои. Что допустимо для одного, может оказаться немыслимым для другого.

Из чего же состоят границы? Что в себя включают? Как не нарушать границы мужа или ребёнка?

Упражнение «Ассоциации»

На доске написаны понятия «БЛИЗОСТЬ» и «ВЛИЯНИЕ», родителям предлагается подобрать слова, относящиеся к этим понятиям.

Упражнение «Круги».

Сейчас мы попробуем представить вас и членов вашей семьи, близких вам людей в виде нескольких окружностей, олицетворяющих степень близости друг к другу.

Встаньте, пожалуйста, на свободное место и нарисуйте на полу вокруг себя окружность. В мифические времена сказок и легенд про нечистую силу, говорили, нарисованная таким образом окружность являлась препятствием для проникновения к человеку, находящемуся внутри круга, кого или чего бы то ни было дурного, пока человек из своего круга не выйдет. Так будет и в вашем случае. Пока вы в своём первом круге, вы защищены, способны адекватно мыслить, оценивать ситуацию, эмоционально реагировать. Вы в согласии с собой, а значит в согласии с миром.

Что же входит в первый круг?

Вы и ваша здоровая личность, словно стержень, состоящий из 4 прутьев:

  • Физическое «Я» (здоровое и красивое тело, дом, одежда, еда, материальное обеспечение)
  • Интеллектуальное «Я» (знания, опыт, интересы, общение, достижения в работе…)
  • Эмоциональное «Я» (эмоциональные реакции, любовь, привязанности…)
  • Духовное «Я» (ценности, потребности, мировоззрение, вера…)

Наполнение этих сфер – эта ваша обязанность и ответственность (об этом мы говорили в начале нашей встречи). Учитесь уделять СЕБЕ внимание, прежде всего!

Теперь, не выходя из начерченного круга, вам предстоит нарисовать ещё 3 окружности вокруг себя. Можно подойти к границам 1-й окружности, но переступать её нельзя. Нарисовали? Не слишком большое пространство получилось, не правда ли? Это и есть психологическая территория для самых близких и дорогих вам людей.

Сейчас перечислите в уме тех, кого вы считаете для себя самыми близкими. Сколько человек вы вспомнили? Распределите их в оставшихся кругах (участники рисуют в кругах).

Мы не зря разобрали понятия «близость» и «влияние». Действительно, чем сильнее может влиять на вас человек и вы на него, тем ближе он находится к вам. Итак, разберёмся, кто же находится во 2-м круге.

Анкета для родителей. (1;54)

Анкета для определения самого близкого человека

  • С кем из названных вами людей чаще всего у вас бывает телесный контакт?
  • С кем ваши интересы совпадают?
  • С кем вы готовы поделиться вашей радостью или горем?
  • С кем вы в первую очередь поделитесь новой идеей, мыслью, открытием?
  • Кому вы готовы доверить самое сокровенное?
  • Чьё мнение для вас будет самым значимым?
  • Чьё восприятие мира соответствует вашему восприятию?
  • Кто, как вы считаете, понимает вас лучше других?
  • Чья любовь и забота для вас самые приятные?

Итак, второй круг принадлежит одному человеку - мужу. Вы его выбирали сами, исходя из ваших интересов и вкусов. Именно с мужем может быть взаимообмен по всем 4-м сферам.

Если нет второй половины – этот круг должен оставаться пустым и ждать, что его наполнят.

Третий круг – для ваших несовершеннолетних детей.

До рождения ребёнка и впервые месяцы жизни мама и малыш – одно целое – психологическая пуповина не разорвана, ребёнок находится в вашем первом круге. Эмоции мамы ребёнок переживает как свои: съела мама что-то не то, щёчки ребёнка порозовели… . Но вот ребёнок немного подрос. Он уже ходит, пытается что-то говорить, у него появились свои интересы. Настала пора ему занять место, которое ему принадлежит до 14 лет – 3-й круг. У ребёнка должно формироваться своё психологическое пространство, наполняться свои 4 сферы. Вы не сможете контролировать его царапины и разбитые коленки. Вы не сможете отвечать за его эмоции, за него учиться говорить, думать. Но вы сможете ему показать: как выражать эмоции, чтобы никого не обидеть, как реагировать на различные ситуации, дать знания из различных областей науки и т.д.

Примерно, с 1 года до 14-15 лет мы должны дать ребёнку знания, наполнить его 4 сферы жизни, чтобы в дальнейшем, используя наш опыт и знания, мог самостоятельно наполнять себя. Ничего, не прося взамен.

Дать ребёнку знания, свободу выбора, формирования своих интересов и ценностей. После 15 лет ваши дети перемещаются в 4-й круг. Ваше влияние друг на друга сокращается.

Четвёртый круг – родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, тёти (не более 5-6 человек).

Посмотрите, какое огромное пространство за пределами кругов, что вы нарисовали – оно для всех остальных (коллеги, знакомые….).

Чтобы построить здоровую счастливую семью нужно соблюдать и уважать психологические границы каждого из тех, кого мы любим, и кто нас окружает.

Метафора «Золотой шар» (под музыку). (1;50)

Психолог предлагает вниманию родителей метафору.

Ту любовь, что я получил от своего отца,

Я не вернул ему, потому что,

Будучи ребёнком, не мог ещё оценить таких даров

И был суров к отцу.

 

Теперь у меня растёт сын, так горячо любимый,

Как никто, моим отцовским сердцем;

И я растрачиваю то, что было мною получено в детстве,

На того, кто мне ничего не вернёт.

 

Ведь когда он станет мужчиной и станет думать,

Как все мужчины,

Он, как и я, пойдёт собственным путём:

С тоской, но без зависти я буду смотреть,

Как он дарит моему внуку то, что предназначалось мне.

 

Я устремляю свой взор далеко в будущее,

В зеркало жизни:

Каждый с улыбкой бросает золотой шар дальше,

Но никто не возвращает его!

По BorriesvonMunchhausen

3. Заключительная часть:

Прощание.

 

Литература.

1. Леус Т.В. Папины дочки или маменькины сынки: игры, в которые играют семьи. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. - 256 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Ледовое…

Конспект внеурочного занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Ледовое побоище - Александр Невский» Цель: Формирование у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма. Задачи: Образовательные:...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят»

Викторина по правилам дорожного движения «Незнайка в гостях у ребят» (Для детей 5-6 лет - старшая группа) Цель. Закреплять представления о правилах...