Повышение качества педагогического взаимодействия детского сада и семьи через проектную деятельность

 

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

 

Проблема повышения качества педагогического взаимодействия детского сада и семьи приобретает на современном этапе развития системы образования и общества в целом особую остроту.

В настоящее время явно наметились две противоположные тенденции во взаимодействии семьи и ДОУ. С одной стороны, возросла потребность в качественном управлении взаимодействием двух ведущих педагогических систем, возрос уровень взаимных требований родителей к ДОУ, воспитателей к родителям, возрос  уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом в детском саду. С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Это связано с формализацией взаимодействия и снижением качества работы с семьёй. Педагоги всё больше отходят от сотрудничества с семьёй ребёнка, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на образовании и воспитании детей и вызывает необходимость пересмотра всей системы взаимодействия ДОУ и семьи, а, следовательно, и поиска путей подготовки педагогов, способных решать сложные педагогические задачи взаимодействия.

Современные требования к взаимодействию детского сада и семьи предполагают внедрение в него новых технологий. Ведущее место среди новых технологий принадлежит сегодня технологии педагогического проектирования. Она позволяет развивать мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества в новых условиях. Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях, что необходимо для качественного взаимодействия детского сада и семьи.

На протяжении нескольких лет педагогический коллектив ДОУ работает над внедрением проекта, цель которого – разработка, продвижение и реализация  просемейных программ и методик. Данный проект предполагает  изучение различных аспектов взаимодействия семьи,  общества и природы, в том числе ответственного родительства,  здорового образа жизни, сохранения этнопедагогических семейных традиций, формирования и  возрождения основ нравственных ценностей семьи.

Работа строилась поэтапно:

На первом этапе деятельности (теоретическом) был проведён анализ  философских, психолого-педагогических источников по проблеме. Для лучшего понимания категории «качество взаимодействия ДОУ и семьи» необходимо все аналитические данные по проблемам качества взаимодействия по аналогии с качеством образования (как предлагают В.В. Лаптев, В.И. Богословский, М.М. Поташник) разделить на три группы: относящиеся к качеству структуры, качеству процесса, качеству результата. Педагогическое проектирование исследовалось Н.А. Виноградовой, Е.С. Евдокимовой и было  названо методом проблем.

На втором этапе (практическом) воспитатели  и родители включились в различные виды познавательной и коммуникативной деятельности – тренинги, семинары, самостоятельную поисковую деятельность  по разработке и апробации и коррекции содержания, форм, методов и средств взаимодействия. Основным методом был выбран метод педагогического проектирования.

С помощью родителей, которые уже принимали участие в наших проектах, мы разнопланово раскрыли тему: «Игры с куклой для детей и взрослых». «Мини-музей кукол настоящего, прошлого, будущего» имел большой отклик со стороны родителей: многие экспонаты сделаны их руками. В проекте «Этноэкологические семейные традиции Байкальского региона» решалась проблема возрождения семейных традиций  народов Прибайкалья,  формирование неразрывной связи между поколениями, как необходимого условия развития человеческой культуры.

Проект  «Преданья старины глубокой», цель которого возрождение духовных ценностей семьи,  где педагоги и родители  представили историю своей семьи и того края, где проживали их предки, рассказали легенды семьи, оформили  фотоколлажи. Проект «Вода – сок жизни», познакомил родителей с ролью воды для детского организма, о роли воды в питании, водных процедурах, закаливании.

Проект «Колыбельная поэзия раннего детства» познакомил родителей с колыбельной песней, родители учились исполнять колыбельные. «Леворукие творят чувствами» цель данного проекта развитие наблюдательности у родителей для определения предпочтения ребёнком правой и левой руки, научить родителей технологии пальчиковых игр, что в будущем поможет при подготовке ребенка к школе.

Проведенная нами работа доказала, что метод педагогического проектирования позволил вовлечь воспитателей и родителей в проектную деятельность, развить исследовательские, рефлексивные, оценочные умения и навыки, а также развить творческий потенциал, что позволило более качественно выстроить взаимодействие с семьей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с…

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Правильное формирование личности ребенка – это задача не...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные...

Читайте также

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Дидактическое пособие «На Ферме»

Дидактическое пособие «На Ферме» (Разнофактурный коврик) Игра рекомендована для дошкольников от 2 до 6 лет. По образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...

«День здоровья»

«День здоровья» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая. - Все, кто хочет быть здоров Закаляйтесь вы со мной Утром бег и душ бодрящий Как для взрослых, настоящий На ночь...