Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста
Вступление:
Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 20 лет назад. Мир постоянно информационно усложняется, сегодня уже недостаточно однажды получив образование работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Деятельность педагогов не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Так и работа с семьями воспитанников должна учитывать подходы к этой проблеме. Именно по этому содержание и формы работы с родителями отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагога – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.
Целеполагание:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Русская национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности воспитания. Проведенный нами анализ работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста показал, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по данному направлению, некоторые результаты не могут считаться удовлетворительными. Так, например, дети не всегда правильно понимают роль матери, отца в семье; не знают, чем занимаются или занимались бабушки, дедушки на работе, историю своей семьи; у детей недостаточно знаний об истории родного города, о назначении общественных зданий в городе, истории нашего края.
Особенно актуальна эта тема в нашем городе, так как многие дети приехали в Новый Уренгой из других городов, но они стали жить здесь, на уренгойской земле, поэтому они должны знать все об истории города, его достопримечательностях, о людях, делавших историю и живущих в наше время. Не стоит забывать и об истории края, его коренных народах, их культуре, обычаях, традициях. Ведь они были здесь хозяевами на протяжении многих лет, и мы должны с большим уважением относиться к этому.
Идея, лежащая в основе разработанного мною подхода в решении формирования у детей нравственно-патриотических чувств, заключается в том, что повышение эффективности полученных представлений возможно посредством интеграции, в ходе реализации проектного метода в ДОУ.
Для детей старшего дошкольного возраста я разработала проект «Россия – Родина моя».
Цель данного проекта: На примере ближайшего социального и природного окружения познакомить дошкольников с социальной действительностью, показать детям значение семьи, детского сада, рассказать о городе, крае, чтобы вызвать у них чувства восхищения своими близкими, своей малой родиной, гордость и любовь за город, край, в котором они живут; приобщение детей к истокам национальной культуры региона, к родной природе.
На заседании «Круглого стола» родителям был предложен данный проект: Итоги данного проекта очень заинтересовали родителей воспитанников. И совместно для детей и родителей мною была разработана интеллектуальная игра «О Ямале - мы знаю все!»
Цель: Формировать нравственные ценности - любовь и уважение к малой Родине, символики, к народным традициям, к людям разных национальностей, проживающих на территории Ямало-Ненецкого Автономного Округа. Вызвать интерес и систематизировать знания о родном городе, Ямале в целом. Воспитать духовно-нравственную личность, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Углубить и расширить представления о северном крае, географическом положении, достопримечательностях города, символике, коренном населении, природе, полезных ископаемых, профессиях.
- Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к народным традициям.
- Прививать чувство любви и патриотизма, чувство гордости за свою малую Родину.
Данная игра, на мой взгляд, очень интересная. Предлагаю вам проверить свои знания об истории родного города, края.
Вопросы:
1. раунд.
- Как называется город, в котором мы живем?
- Как называется область, край в котором мы живем?
- Назовите столицу Ямала?
2 раунд.
- Сколько названий было у окружной Столицы?
- С какого года окружная столица именуется Салехардом?
- Какие коренные национальности проживают в округе?
- Каким морем омывается полуостров Ямал?
3 раунд.
- Герб и флаг города Новый Уренгой? Что изображено.
- Герб и флаг округа? Что изображено.
- Сколько районов входит в Ямало-ненецкий округ?
- Что обозначает «Ямал»?
4 раунд.
- Национальная одежда народов севера?
- Национальное блюдо?
- Жилище народов севера?
- Жилище народов севера?
5 раунд.
- Достопримечательности города.
- Профессии.
- Полезные ископаемые.
6 раунд.
- Крупное вечнозеленое дерево, доживает до 300 лет, источник ценного пищевого продукта?
- Лиственница – это дерево хвойное или лиственное?
- Дерево, которому не страшен ни холод ни засуха?
- Какой кустарник не знает листопада?
- Разноцветные грибы тундры?
- Это дерево долговечное не поддается гниению ни в земле, ни в воде, его древесина твердая, тяжелая?
7 раунд.
- Как называется карликовая березка у народов севера?
- Ягоды — этого растения очень полезны, они содержат железо, витамины, в старину им красили шерсть?
- Назвать 5 видов деревьев растущих в городской зоне?
- Какое растение растет между елками?
8 раунд.
- Какая птица зимой белая, летом серая?
- Самая крупная водоплавающая птица?
- Кого ноги кормят?
- Летом – серый, а зимой белый?
- Дикие животные ЯНАО.
9 раунд.
Писатели; Загадки народов севера.
- Назвать поэтов, писателей коренной национальности?
- Красавица друга догнать хочет, пока догоняет, несколько раз умирает?
- Без корня растет?
- У клубка семь отверстий?
Большое спасибо за внимание и правильные ответы!
Вы молодцы!!!
Читайте также |
---|
Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…
Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...
Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…
Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...
Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…
Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...