Консультация для родителей
«Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду»

 

Роль семьи

Василий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Первая школа растущего человека - семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, сочувствовать. [2] В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально - нравственный опыт, представленный на рисунке.

 

Составляющие эмоционально - нравственного  опыта ребёнка

Составляющие эмоционально - нравственного опыта ребёнка

 

Рисунок показывает, что эмоционально – нравственный опыт ребёнка складывается из убеждений и идеалов, оценок и ценностных ориентаций, отношения к окружающим людям и деятельности. Так, главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самооценки.

Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. [1]

Семья всегда остается для человека самым важным надежным пристанищем. Где бы человек не был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей - самая бескорыстная, самая преданная, эта любовь безгранична.  Дети являются гордостью своих родителей, в них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры.

Лев Николаевич Толстой сыграл выдающуюся роль и в развитии педагогики. Толстой был сторонником семейного воспитания. Воспитание детей он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. В своей работе «О подражании в семье», Л. Н. Толстой высказывался о том, что главное условие первоначального воспитания детей – это здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми. [5]

Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей.

Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку или по отношению к другим людям), то скорее всего он заметит (сознательно или подсознательно) несоответствие между нашими словами и поступками. Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует сильнее многочасовых чтений морали.

Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет. Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки – все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка. [7]

Таким образом, семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности, передачу опыта семейной жизни.

Так же, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка принимают активное участие и детский сад, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.

Самовыражение родителей и его влияние на культуру поведения детей в детском саду

Российский писатель Илья Шевелёв писал: «Человек обретает истинное лицо, когда получает возможность самовыражения». Самовыражение как качество личности – естественная потребность души, присущая каждому. Однако далеко не каждый может реализовать данную потребность. Притязание на самовыражение есть, а возможности отсутствуют. Общество заставляет носить нас социальные маски. Порой человек за день надевает столько масок, что до самовыражения очередь не доходит. Нужно всё время следовать какой-то линии поведения – демократичного начальника, принципиального депутата, честного политика, прекрасного семьянина.  Маски есть, а самовыражения и искренности нет. [4]

Самовыражение невозможно без уважения и любви к людям. В одном таджикском, или узбекском, а может и в индийском городе жил ковровых дел мастер. Всю свою жизнь он занимался тем, что ткал ковры. Своё мастерство он получил от своего отца, а тот от своего, и так далее. В каждом своём творении-ковре мастер выражал собственное видение мира. Каждая его работа была словно письмом — посланием миру. В самом конце своих дней мастер создал ковёр, в котором рассказал обо всём, что узнал в долгой жизни. Его ковры ещё долго украшали дома как бедных, так и богатых людей. Каждое наше творение: будь то ковёр, посаженное дерево или даже вбитый гвоздь — это наше творение, послание миру и другим людям, оно несёт им частичку нашего сердца и души.

Следует разобраться, что же такое самовыражение, которое так необходимо каждому и как же влияет самовыражение родителей на культуру поведения детей.

Как правило, нормы и принципы поведения родителей, впитываются ребенком и воспринимаются как общепринятый эталон. На основе примеров родителей, ребенок складывает свое представление о том, что хорошо, а что плохо. До 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей. Бесполезно призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы сами далеки от них. Следует подавать пример, родителям нужно жить так, как они хотели бы, чтобы жили их дети. Так же следует обсуждать поступки других людей с ребёнком, поощрять его за хорошие дела. [7]

Самовыражение родителей поможет сформировать свою систему ценностей у ребёнка, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы. Оно служит помощником для ребёнка в определении базовых представлений о добре и зле, воспитывает уважение к окружающим и помогает вырастить достойного члена общества.

Воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка

Основная задача родителей – не только вырастить ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, когда на ребенка обрушивается поток различной информации через телевизор, интернет и улицу, актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников возрастает. Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Цель духовно-нравственного воспитания – научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности. [6]

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно- нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. По итогам ежегодной диспансеризации детей дошкольного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Вся система образования грозит превратиться в коррекционную систему или просто для общего спокойствия принятые нормы развития ребенка могут быть названы устаревшими и за норму признают отклонения, как наиболее характерные проявления ребенка начала XXI века. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу. [3]

К сожалению, многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры.

Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками: на что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы. Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • Общая историческая судьба народов России;
  • Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. [8 стр.113]

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. [8 стр.114]

Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком. Родителям следует не бояться любить ребёнка и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, ему улыбались, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно- нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. [8 стр.116]

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны, они представлены в таблице.

Кризисные явления в жизни семьи

Явление Содержание
Разрушены нравственные представления о браке и семье - супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства

- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя

Повреждены устои семьи - фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений

- утрачен традиционный уклад семейной жизни;

- нарушены родовые и семейные связи между поколениями

Утрачено традиционное восприятие родительства и детства - культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства

- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи

- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников

Деформация сферы семейного воспитания - не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки

- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

  • чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
  • нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
  • духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; - у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  • в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников. [8 стр.117-118]

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что семья является первой и самой важной ступенью социализации человека, именно здесь происходит развитие ребенка, формирование его способностей, навыков и привычек, поэтому самым важным фактором является здоровая атмосфера в семье.

Английская пословица гласит "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя…", поэтому, чтобы что-то изменить в отношениях с детьми родители сами должны приложить немало усилий. Добрая и теплая атмосфера семьи способна творить чудеса, помогает преодолеть не самые лучшие моменты, которые встречаются в жизни.

Родители — это почва, воздух и солнце для ребенка. Наша задача — сделать родительскую “почву” плодороднее, чтобы ребенок лучше рос и развивался. Этой проблемой необходимо заниматься, чтобы был положительный результат.

Дети - это зеркало семьи. Дети - это обратная связь самовыражения родителей. Родительская позиция в семье к детям –это позиция ребенка к родителям и самому себе.

Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно-нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.

 

Список используемых источников:

1. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства. Практикум [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

2. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании для детей дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Л. Ф. Островская - М.: Просвещение, 1990.  - 159 с.

3. Паркинсон Н.К.  Дети. Как их воспитывать [Текст]: монография / Н. К. Паркинсон, М. К. Растомджи, С. Паври . - СПб: Макет, 1992.  - 123 с.

4. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ[Текст]: пособие/ О.В. Солодянкина. -М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.

5. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет [Текст]: пособие / В. И.  Петрова, Т. Д. Стульник. - М.: Мозайка и синтез, 2012. - 80с

6. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Электронный ресурс] / Woman advice - Электрон. дан. - M., 2013. - Режим доступа: http://womanadvice.ru/

7. Роль семьи в формировании культуры поведения ребенка старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / МАДОУ детский сад №83 г.Томск; ред. Вшивкова Л.П.  - Электрон. дан. - Томск, 2014. - Режим доступа: http://ds83.dou.tomsk.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Цирк»

Конспект спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Цирк» Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная. Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация». Цель: Создать...

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Читайте также

Стеклодувная фабрика

Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм...

Сценарий театрализованной постановки «Сон Андрюши» на слет-конкурс по ПДД для…

Сценарий театрализованной постановки «Сон Андрюши» на слет-конкурс по ПДД для старшего дошкольного возраста Герои: мальчик Андрюша, кот Мурзик, Баба Яга, Василиса...

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?» Для детей 4 -5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Кто чем питается?» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена...