Мониторинговая деятельность как условие управления инновационными проектами в ДОУ
В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления. В связи с этим, руководителю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения. Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей. Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Волкова В.А., Соколова Н.Б.определяют новый подход в оценке качества образовательной системы. В своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов. Проблема эффективного развития личности в психолого-педагогической деятельности может быть решена при наличии четко сформированных целей, достоверных исходных данных, четких представлений о конкретном желаемом результате, что является составляющими компонентами мониторингового исследования. Кроме того, мониторинг, на наш взгляд, можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.
Актуальность использования мониторинга в ДОУ:
- определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
- обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
- осуществлении целесообразного управления качеством состояния образовательного процесса;
- прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
Мониторинговое исследование предусматривает получение данных, которые можно использовать для определения уровня развития изучаемого процесса и последующих его корректировки в желаемом направлении. Дошкольное детство – сензитивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса. Однако иногда в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты. Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка. Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса. Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса. В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного систематического, научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса. Управленческую деятельность в ДОУ необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым. Для качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность. Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики. На наш взгляд, идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы. Проведя анализ состояния физического и психического здоровья воспитанников МБ ДОУ «Детский сад №96», мы пришли к выводу о необходимости создания условий для организации качественного дошкольного образования для детей с индивидуальными потребностями в связи с чем приступили к разработке модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в нашем учреждении. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Мы выделили основные направления психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания;
- психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.
Решение проблемы психолого-педагогического сопровождения мы видим в следующем:
1. Создание адаптивного образовательного пространства в учреждении;
2. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях массового ДОУ. В нашем понимании адаптивное дошкольное образовательное учреждение - это детский сад, сохранивший лучшие традиции отечественного дошкольного образования и взявший на себя дополнительные функции педагогической поддержки ребенка, развития его личностных способностей, оказания ему психологической помощи. Интегрированное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ - это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции. В основу проектируемой модели сопровождения были положены следующие принципы:
- Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
- Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.
- Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
- Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Таким образом предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.
Литература:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ. - М., 2004.
2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М., 2010.
3. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ - № 3 – 2002.
4. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. // Управление ДОУ. №3 - 2006, с.43-49; №4 - 2006.
5. Кулакова В.Г. Мониторинг здоровья ребенка как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении.
6. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. С.-Пб.: Детство – Пресс, 2005.
7. Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. 8. Малаева Е.В. Конструктивное планирование (реальные планы ДОУ). // Управление ДОУ. № 3 – 2002.
9. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Структура, содержание, перспективное планирование работы. - М.: Аркти, 2002.
10. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М.: Айрис Пресс, 2006.
11. Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. - М., 1994.
12. Скоролупова О.А. Планирование как один из этапов методической работы в ДОУ. – М., 2008.
13. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении. - М.: Аркти, 2005.
Читайте также |
---|
Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников
Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников «Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя». Семья и детский сад –...
Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»
Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 10»
Изобразительные материалы – средство художественной выразительности
Изобразительные материалы – средство художественной выразительности