Образовательная программа дополнительного образования детей подготовительной группы дошкольного возраста «Мягкие картины своими руками»

 

Пояснительная записка

Данная программа составлялась с учетом возрастных особенностей старших дошкольников от 6 до 7 лет на основе адаптированной под возраст техники изготовления картин из цветной шерсти. Реализация программы рассчитана на 1 год.

Основной идеей данной программы является развитие творческого потенциала личности дошкольника. Современный человек прекрасно понимает мир ребенка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувствительное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа детей с шерстью.

Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир шерстяных нитей, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Картины и поделки, изготовленные детьми могут иметь разное назначение:

- использование в оформлении интерьера группы д/с;

- подарки, сувениры.

А самое главное – совместная деятельность подарит минуты радости общения взрослого и ребенка.

Программа учитывает требования безопасности к используемым материалам и инструментам:

- материалы доступны в обработке;

- инструменты соответствуют требованиям безопасности;

- материалы не токсичны, безопасны;

Знакомство с техникой созданием картин и изготовление изделий из цветной шерсти проводится планомерно с учетом возрастных особенностей детей:

- правильное распределение времени работы с кратковременным отдыхом;

- темы продуманны с учетом навыков и умений детей;

- процесс труда вызывает у ребенка только положительные эмоции;

- уверенность ребенка в положительный итог и в помощь педагога;

- сложные и опасные манипуляции при изготовлении изделий педагог выполняет сам, дети остаются в качестве наблюдателей. Система работы построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможна индивидуализация сложности работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству

Содержание программы

Основная цель программы

Развивать творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста, знакомя их с адаптированной для возраста техникой изготовления шерстяных картин. Развивать дошкольников, как творческие, с яркой индивидуальностью личности, уверенных в себе.

Общие педагогические задачи:

1. Развивать творческие особенности детей по средствам адаптированных под возраст техникой изготовления шерстяных картин:

а) формировать сенсорные способности;

б) формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством цветной шерсти;

в) формировать обобщенное представление о материале и исходных способах изготовления;

г) обучать основным приемам работы с шерстью (скручивание, распределение фона, передача фактура с помощью ножниц,..);

д) формировать навык обследования различных объектов (предметов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

е) формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

2. Развивать познавательную активность детей:

а) воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения цели;

б) поддерживать взаимосвязь между работой по изготовлению картин и ознакомлением с окружающим миром;

в) знакомить детей с изделиями из шерсти современных мастеров,

живописью, архитектурой, скульптурой;

3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки

сотрудничества:

а) создать благоприятный эмоциональный климат;

б) осуществлять индивидуальный подход к детям и возможность общаться с каждым ребенком;

в) вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности и

и использование их изделий в оформлении интерьера сада и группы;

г) создать условия для совместной деятельности группы детей;

д) воспитывать у детей интерес к творчеству друг друга, умение замечать затруднение в работе сверстников, и умение оказать помощь в данной ситуации.

Организация педагогического процесса

Структура занятия: 1 этап - подготовительная часть (объяснение темы занятия и демонстрация приемов изготовления изделия, знакомство с материалами, развитие познавательных способностей).

2 этап - основная часть (изготовление изделия, экспериментирование с новыми материалами и веществами, развитие навыков и умений работы с новыми материалами и веществами в новой технологии).

3 этап - заключительная часть (мелкая детализация изделия, развитие мелкой моторики и диалогической речи, подведение итогов).

Запланировано 66 академических часов для усвоения данной программы. Продолжительность академического часа для детей старшего дошкольного возраста составляет 30 минут.

Используемые методики изготовления изделий

Методы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец.

Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение.

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Методическое оснащение:

а) разные виды шерсти;

б) различный декоративный материал (бусины, пайетки, и т. п.);

в) различный природный материал (крупы, бобовые);

г) основы разных форматов и фактур;

д) фонотека музыкальных произведений;

е) демонстрационный материал, иллюстрации.

Годовой перспективный тематический план

дополнительного образования детей подготовительного дошкольного возраста 6-7 лет

месяц Название занятия Количество часов
сентябрь «Чудо шерсть» (знакомство с материалом и приемами придания формы).

«Осенние цветы» (упражняем воспитанников в различных приемах работы с шерстью)

4

4

октябрь «Рябинка» (прием скручивания и скатывания)

«Капельки дождя» (распределение фона, прием скручивания)

4

4

 

ноябрь «Медвежонок» (силуэт и детализация)

«Поздняя осень» (коллективная работа)

4

4

декабрь «Зимняя сказка»

«Ёлочка-красавица»

 

4

4

январь «Снеговик, снеговик, он не мал и не велик»

«Животное севера»

2

2

февраль «Сердечки»

«Зима России» ( коллективная работа)

2

6

март «Ветка мимозы»

«Весенний натюрморт» (букет из веток вербы)

 

2

6

апрель «Космический пейзаж»

«Пасхальное яйцо»

4

4

май «Царство Нептуна»

 

6

Ожидаемые результаты

К концу года воспитанники овладевают различными приемами придания шерсти различной формы и фактуры, комбинируя и сочетая в одном изделии разные способы. К завершению года дети самостоятельно заполняют фон картины, владеют многими простейшими приемами работы с шерстью и формирование из нее образа или предмета. Воспитанники овладевают первичными правилами композиции. К концу года дети самостоятельно декорируют изображение и дополняют его природным материалом. Дети охотно работают в группах.

Список используемой литературы

Автор Название Издательство

и год издания

1 Н.В.Дубровская Интегрированная программа ху-дожественно-эстетического раз-вития дошкольников «Цвет творчества» Детство-пресс 2010 г, СПБ
1 Л.В.Куцакова

 

Конструирование и художественный труд в д/с. Творческий центр «Сфера»2005г, М
2 Н.А.Цурулик Т.Н.Проснякова Умные руки.

Уроки творчества.

Учебная литература 2004г, С

 

3 Н.В.Дубровская Подарки для мамы. Детство-пресс 2010 г. СПБ
4 Жанет Кнаке Мягкие картины своими руками. Новые техники. НИОЛА – ПРЕСС 2011г. СПб

М Москва, СПб - Санкт Петербург, С-Самара.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...

Использование техники сендплей в работе с детьми с ОВЗ

Использование техники сендплей в работе с детьми с ОВЗ Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании особых условий...

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Читайте также

Конспект занятия по финансовой грамотности «Не имей сто рублей, а…

Конспект занятия по финансовой грамотности «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Старший дошкольный возраст Цель: Формировать социально-нравственные представления о ценностях...

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...

Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву»

Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву» Программные задачи: 1. Закреплять знания о причине смены листьями окраски осенью и механизме наступления листопада. 2...