Образовательная программа дополнительного образования детей подготовительной группы дошкольного возраста «Мягкие картины своими руками»
Пояснительная записка
Данная программа составлялась с учетом возрастных особенностей старших дошкольников от 6 до 7 лет на основе адаптированной под возраст техники изготовления картин из цветной шерсти. Реализация программы рассчитана на 1 год.
Основной идеей данной программы является развитие творческого потенциала личности дошкольника. Современный человек прекрасно понимает мир ребенка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувствительное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа детей с шерстью.
Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир шерстяных нитей, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Картины и поделки, изготовленные детьми могут иметь разное назначение:
- использование в оформлении интерьера группы д/с;
- подарки, сувениры.
А самое главное – совместная деятельность подарит минуты радости общения взрослого и ребенка.
Программа учитывает требования безопасности к используемым материалам и инструментам:
- материалы доступны в обработке;
- инструменты соответствуют требованиям безопасности;
- материалы не токсичны, безопасны;
Знакомство с техникой созданием картин и изготовление изделий из цветной шерсти проводится планомерно с учетом возрастных особенностей детей:
- правильное распределение времени работы с кратковременным отдыхом;
- темы продуманны с учетом навыков и умений детей;
- процесс труда вызывает у ребенка только положительные эмоции;
- уверенность ребенка в положительный итог и в помощь педагога;
- сложные и опасные манипуляции при изготовлении изделий педагог выполняет сам, дети остаются в качестве наблюдателей. Система работы построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможна индивидуализация сложности работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству
Содержание программы
Основная цель программы
Развивать творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста, знакомя их с адаптированной для возраста техникой изготовления шерстяных картин. Развивать дошкольников, как творческие, с яркой индивидуальностью личности, уверенных в себе.
Общие педагогические задачи:
1. Развивать творческие особенности детей по средствам адаптированных под возраст техникой изготовления шерстяных картин:
а) формировать сенсорные способности;
б) формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством цветной шерсти;
в) формировать обобщенное представление о материале и исходных способах изготовления;
г) обучать основным приемам работы с шерстью (скручивание, распределение фона, передача фактура с помощью ножниц,..);
д) формировать навык обследования различных объектов (предметов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
е) формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
2. Развивать познавательную активность детей:
а) воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения цели;
б) поддерживать взаимосвязь между работой по изготовлению картин и ознакомлением с окружающим миром;
в) знакомить детей с изделиями из шерсти современных мастеров,
живописью, архитектурой, скульптурой;
3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки
сотрудничества:
а) создать благоприятный эмоциональный климат;
б) осуществлять индивидуальный подход к детям и возможность общаться с каждым ребенком;
в) вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности и
и использование их изделий в оформлении интерьера сада и группы;
г) создать условия для совместной деятельности группы детей;
д) воспитывать у детей интерес к творчеству друг друга, умение замечать затруднение в работе сверстников, и умение оказать помощь в данной ситуации.
Организация педагогического процесса
Структура занятия: 1 этап - подготовительная часть (объяснение темы занятия и демонстрация приемов изготовления изделия, знакомство с материалами, развитие познавательных способностей).
2 этап - основная часть (изготовление изделия, экспериментирование с новыми материалами и веществами, развитие навыков и умений работы с новыми материалами и веществами в новой технологии).
3 этап - заключительная часть (мелкая детализация изделия, развитие мелкой моторики и диалогической речи, подведение итогов).
Запланировано 66 академических часов для усвоения данной программы. Продолжительность академического часа для детей старшего дошкольного возраста составляет 30 минут.
Используемые методики изготовления изделий
Методы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец.
Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение.
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Методическое оснащение:
а) разные виды шерсти;
б) различный декоративный материал (бусины, пайетки, и т. п.);
в) различный природный материал (крупы, бобовые);
г) основы разных форматов и фактур;
д) фонотека музыкальных произведений;
е) демонстрационный материал, иллюстрации.
Годовой перспективный тематический план
дополнительного образования детей подготовительного дошкольного возраста 6-7 лет
месяц | Название занятия | Количество часов |
сентябрь | «Чудо шерсть» (знакомство с материалом и приемами придания формы).
«Осенние цветы» (упражняем воспитанников в различных приемах работы с шерстью) |
4
4 |
октябрь | «Рябинка» (прием скручивания и скатывания)
«Капельки дождя» (распределение фона, прием скручивания) |
4
4
|
ноябрь | «Медвежонок» (силуэт и детализация)
«Поздняя осень» (коллективная работа) |
4
4 |
декабрь | «Зимняя сказка»
«Ёлочка-красавица»
|
4
4 |
январь | «Снеговик, снеговик, он не мал и не велик»
«Животное севера» |
2
2 |
февраль | «Сердечки»
«Зима России» ( коллективная работа) |
2
6 |
март | «Ветка мимозы»
«Весенний натюрморт» (букет из веток вербы)
|
2
6 |
апрель | «Космический пейзаж»
«Пасхальное яйцо» |
4
4 |
май | «Царство Нептуна»
|
6 |
Ожидаемые результаты
К концу года воспитанники овладевают различными приемами придания шерсти различной формы и фактуры, комбинируя и сочетая в одном изделии разные способы. К завершению года дети самостоятельно заполняют фон картины, владеют многими простейшими приемами работы с шерстью и формирование из нее образа или предмета. Воспитанники овладевают первичными правилами композиции. К концу года дети самостоятельно декорируют изображение и дополняют его природным материалом. Дети охотно работают в группах.
Список используемой литературы
№ | Автор | Название | Издательство
и год издания |
1 | Н.В.Дубровская | Интегрированная программа ху-дожественно-эстетического раз-вития дошкольников «Цвет творчества» | Детство-пресс 2010 г, СПБ |
1 | Л.В.Куцакова
|
Конструирование и художественный труд в д/с. | Творческий центр «Сфера»2005г, М |
2 | Н.А.Цурулик Т.Н.Проснякова | Умные руки.
Уроки творчества. |
Учебная литература 2004г, С
|
3 | Н.В.Дубровская | Подарки для мамы. | Детство-пресс 2010 г. СПБ |
4 | Жанет Кнаке | Мягкие картины своими руками. Новые техники. | НИОЛА – ПРЕСС 2011г. СПб |
М – Москва, СПб - Санкт Петербург, С-Самара.
Читайте также |
---|
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в…
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе «Лиса – рыжая краса» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной...
Использование техники сендплей в работе с детьми с ОВЗ
Использование техники сендплей в работе с детьми с ОВЗ Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании особых условий...
Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...