Семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»

 

Цель. Познакомить педагогов с проектной деятельностью для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.

Задачи.

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень педагогов.

3. Способствовать творческому поиску.

План.

1. Вступление.

2. Выступление педагогов.

3. Вопросы – ответы. Структура проекта. Просмотр презентаций.

4. Практическая часть.

5. Заключение.

6. Рефлексия.

I. Вступление.

Уважаемые педагоги! Позвольте вам напомнить, что в последнее время вопросом

развития познавательной деятельности дошкольников уделяется особенное внимание. Наряду с этим, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.

В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. В переводе с греческого проект – путь исследования.

В основе ФГОС заложены принципы: (вот некоторые из них)

Основные принципы дошкольного образования:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным;

- участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В нашем структурном подразделении дошкольного учреждения уделяется большое внимание и широко используется проектная деятельность.

В процессе проектной деятельности мы делаем акцент на развитие:

- познавательной инициативы;

- освоения ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта;

- расширение кругозора детей.

В современной педагогике и психологии выстроился определенный подход к организации проектной деятельности, например в данном направлении работают:

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С.Евдокимова, Н.А. Рыжова, Н.А. Короткова и др.

Проектная деятельность также позволяет включать родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В процессе подготовки совместной презентации родители помогают детям найти знания, информацию через интернет, энциклопедию и другие источники.

II. Выступление педагогов.

А сейчас давайте выслушаем группу педагогов, которые ознакомят нас с теоретическим анализом психолого-педагогической литературы по данной проблеме:

1. Воспитатель подготовительной группы «Светлячки». Анализ книги;

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;

2. Воспитатель подготовительной группы «Сказка». Анализ книги Евдокимова Е. С. «Проект как мотивация к познанию»;

3. Воспитатель старшей группы «Непоседы». Анализ книги Н.А. Рыжова «Напиши письмо сове» экологический проект;

4. Воспитатель старшей группы «Солнышко». Анализ периодической печати.

III. Вопросы – ответы. Структура проекта.

Уважаемые педагоги! Мы прослушали выступления наших коллег. Естественно у кого-то возникли какие-то вопросы. Я не исключение.

Первый вопрос у меня ко всем вам самый простой – «А как вы считаете, зачем вообще нужны проекты?»

Предполагаемые ответы:

Проекты нужны для развития у детей: мышления, воображения, внимания, памяти, речи, умения слушать, укрепляют самостоятельность, познавательную деятельность детей. Исследовательские проекты развивают наблюдательность. Творческие проекты развивают творческие способности детей.

Второй вопрос – «А какую роль в организации проектной деятельности играет педагог?

Предполагаемые ответы:

Педагог должен знать проект поэтапно, его особенностей, проблематики, будущности. Поставить цели и задачи данного проекта – для себя. Воспитатель должен организовать проблемную ситуацию. Ознакомить с проектом родителей, а при необходимости и помочь. Заинтересовать каждого ребенка, поддерживать все его начинания.

Следующий вопрос – «А каковы на ваш взгляд основные этапы метода проектов?»

Предполагаемые ответы:

Тарасова предложила проект как «5 П»

Проблема – Планирование - Поис информации – Продукт - Презентация

- помочь ребёнку в выборе вопроса;

- разработать проект – план;

- выполнение проекта – практическая часть;

- подведение итогов – показ презентаций.

«С чего же начать проект и как заинтересовать детей?»

Предполагаемые ответы:

- В самом начале проекта воспитатель должен создать проблемную ситуацию, озвучит какую-либо проблему, просьбу или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.

- Кто-то пришел.

- Организовать ситуацию (сменить мыло на кирпичик, перекрыть воду в кране).

- Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.).

- Чаще всего, педагоги в качестве источника используют событие.

«А про какие виды проектов вы узнали?»

Предполагаемые ответы:

Евдокимова предлагает 4 вида проектов: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

Веракса 3 вида проектов: исследовательские, творческие, нормативные.

«А как долго может длиться проект и коков состав его участников?»

Предполагаемые ответы:

Проекты бывают: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные, индивидуальные, парные, групповые и фронтальные.

А теперь составим с вами примерный план проектной деятельности.

Примерный план.

1.  Поставить цель проекта.

2.  Разработка плана достижения цели.

3.  Привлечение специалистов.

4.  Составление плана-схемы проекта.

5.  Сбор, накопление материала.

6.  Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Презентация проекта, открытое занятие.  

Для закрепления прослушанного предлагаю вам посмотреть наиболее интересные проекты, которые предоставлены на ГМЦ и проекты нашего структурного подразделения которые участвовали в городском конкурсе проектов.

IV. Практическая часть.

Перейдем теперь от теории к практике, предлагаю вам разделиться на 3 группы и каждая группа должна разработать план-проект.

Первая группа разрабатывает план исследовательского проекта.

Вторая группа - творческий проект.

Третья группа – нормативный проект.

Защита проектов.

V. Заключение

Уважаемые коллеги! Полагаю, что наш семинар прошел плодотворно и динамично, было прослушано достаточно много интересных выступлений. Позвольте мне на основании выслушанного и высказанного, а также опираясь на литературные изыскания в области проектной деятельности, отметить некоторые важные стороны данного вопроса, а именно: познавательная активность дошкольника проявляется сейчас ставиться на первое место. Ребенок должен уметь принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения. В нашем структурном подразделении мы уже давно работаем по проектной деятельности, и наши дети и их родители с удовольствием включаются в этот процесс. Спасибо за внимание!

VI. Рефлексия.

А теперь предлагаю вам оценить работу на семинаре, вам предлагается поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах.

Деятельность ведущего.

Содержание семинара.

Деятельность участника (самооценка).

Психологический климат в группе.

Оценка осуществляется по 10-балльной шкале (заранее готовится мишень).

 

Литература:

Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 64 с.

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 208с.

Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«На полянке». Конспект математической игры в подготовительной к школе группе

«На полянке». Конспект математической игры в подготовительной к школе группе Цель. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10. Закрепить умение отгадывать логические задачки. Совершенствовать...

Проект: «Динозавры»

Проект: «Динозавры»

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в…

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок» Актуальность. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья...

Читайте также

Тематический план недели здоровья «Здоровым быть здорово»

Тематический план недели здоровья «Здоровым быть здорово» День недели Время Мероприятия Понедельник, 24 января «За здоровьем в детский сад» утро 8:00 Открытие недели здоровья (Представление команды: название...

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира»

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» Аннотация:Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» будет интересна и познавательна для детей среднего...

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...