Конспект занятия в старшей группе «Звуки Д и Д'»
Задачи.
- Познакомить с новыми звуками Д и Д'.
- Учить чётко произносить звуки Д и Д', дифференцировать их на слух и в произношении.
- Учить подбирать слова, в которых по сравнению с рифмуемыми добавлен звук, сравнивать пары слов, подмечая их фонетическое сходство и лексическое различие.
- Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, зрительное внимание и память.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, зрительные символы звуков, схемы.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Игра с мячом (картинками). Дети задают вопросы: Кто это? Что это? (на данные вопросы подбирают слова со звуками И и ИГ в начале, в середине и в конце слова).
2. Сообщение темы занятия.
- Если вы отгадаете загадку, то узнаем, с какими звуками мы сегодня познакомимся.
Белый столб стоит на крыше
и растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес...
и исчез, (дым).
- Посмотрите, как я произношу звук Д:
(перед зеркалом): губки свободны;
зубки сближены, но не сомкнуты;
язычок стучит за верхними зубками;
горлышко «работает».
- Произнесите этот звук.
- Свободно ли выходит воздух изо рта или с преградой?
- Значит этот звук гласный или согласный?
- А голосовой моторчик работает?
- Значит это какой звук?
- Итак, звук Д какой?
- Символ звука: дятел долбит дерево: Д-Д-Д... (картинка).
- Выбираем для обозначения синий кружок с колокольчиком.
- Повторим, как дятел долбит дерево: Д-Д-Д-... (дети произносят звук Д за взрослым громко, отрывисто).
- А как зовут брата звука Д?
- Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дь-дь- дь...(картинка).
- Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий).
- Для обозначения выбираем зелёный кружок с колокольчиком.
3. Выделение звуков Д и Д' в начале слов.
Игра «Поможем кукле Даше прочитать слова».
Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. И плачет Дашенька-малышка: «Мне не понятна стала книжка».
Педагог успокаивает Дашу и объясняет, что дети помогут ей восстановить слова. Читая слова без первого звука, детям предлагается посмотреть на предметы и картинки, имеющиеся на столе. Подумать есть ли среди них те, что понадобятся для игры. Набор предметов: духи, домик, дерево, девочка, дублёнка, долька (чеснока, апельсина и т.п.).
- Какой звук вы услышали в начале каждого слова?
- Какие это звуки?
4. Подбор слов, в которых по сравнению с рифмуемым добавлен звук Д.
Сравнение похожих слов на слух (стихи И. Лопухиной), акцент (при помощи символа) на добавленный звук Д.
В этом доме, ты мне верь,
заперта надёжно … (дверь).
Если влезть захочет вор,
он не попадёт во (двор).
Здесь живут малышка Аня и её братишка (Даня).
В руках у Ани удочка, а у Дани (дудочка).
Динамическая пауза:
Искала белка дуб с дуплом,
дупло у белок - это дом.
(движения произвольные).
- Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук». Домовёнок хочет с нами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите звук Д; поднимите руку, если в слове будет звук Д': дом, дача, деревня, друг, радость, добрый, дыня, диван, дуб, девочка, Дима, Даша.
- Дифференциация звуков Д и Д', Придумайте слова со звуками Д и Д' Слова со звуком Д подарим Даше, а слова со звуком Д' - Диме;
- Определить место звука в слове, используя карточку - синий и зелёный кружки с колокольчиками: дверь, дуб, вода, день, диван, одеяло, ладони, подарок, ведро, сковорода, дуршлаг.
7. Анализ и синтез обратных слогов.
Что получится, если вместе слить А и Д, У и Д, И и Д.
- Сколько звуков в слоге УД?
- Какой первый?
- Какой второй?
- Чем обозначим?
- Выложите схему.
8. Итог:
- С какими звуками мы познакомились?
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
- Назовите слова со звуками Д и Д'.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…
Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...
Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой…
Здоровьесберегающие технологии, как современный подход в реализации образовательной и кружковой деятельности ДОО Сегодня все чаще звучит обеспокоенность ученых, педагогов и родителей...