Конспект занятия по экологическому воспитанию детей «В глубоком, синем океане»

(Группа детей дошкольного возраста)

 

Программное содержание. Уточнить представления детей об обитателях океана: рыбах, китах – где живут, чем кормятся; Учить по комплексу признаков определять к какому классу относится кит, находить общие признаки и различия в строении кита и рыбы, объяснять связь внешних признаков со средой обитания, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, развивать интерес к сказке.

Предварительная работа: наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, рассматривание иллюстраций в детских книгах, энциклопедиях.

Материал: магнитная доска, задрапированный голубой (синей) тканью, картинки с изображением обитателей океана и моря (рыбы, дельфины, киты, морские звезды, медузы); модель кита, разрезанная на две части, картинка с изображением струй воды «фонтана».

 

Ход занятия

Первая часть.

В группу входит персонаж – Дядька Водяной, здоровается с детьми.

Дядька Водяной:

Я огромный, я большой

С длинной тиной – бородой,

А живу я лишь в воде,

Со звездами дружу на дне,

С рыбками люблю плескаться,

На ките могу кататься.

Отвечайте мне, ребята,

Кто же буду я такой.

Догадались? Угадали?

Да, я Дядька - Водяной!

Загадать хочу, ребятки, я еще вам две загадки.

В океане есть гора, ох, огромная она.

Рот гора та открывает

И туда вода втекает, (выкладывает на доске изображение горы «тело кита»).

Хвост большой у той горы, (прикладывает к изображению горы изображение хвоста).

К верху бьет фонтан воды. (Ответ детей – КИТ.)

Дядька Водяной (загадывает вторую загадку):

Золотистые монеты на ней надеты,

Любит плескаться, в воде кувыркаться. (Ответ детей – РЫБКА.)

Дядька Водяной:

Ребята, каких еще обитателей морей и океанов вы знаете? (Ответы детей. На доске выкладываются имеющиеся изображения.)

Сегодня мы с вами поговорим не обо всех названных вами обитателях морей и океанов, а лишь о китах и рыбах. Каких рыб вы знаете? Что вы знаете о рыбах, которые живут в морях и океанах? Чем они питаются? Как дышат? Чем отличаются друг от друга? Что вы знаете о ките? Является ли кит рыбой? Чем похожи, а чем различаются рыбы и киты? (Ответы детей.) Верно, в океанах и морях живет много различных рыб. Большинство рыб, живущих в открытом море, относятся к хищникам, т.к. там, где они живут, нет растений с корнями. Они поедают самых разнообразных животных – от креветок и кальмаров, до других рыб. Некоторые виды приспособились к питанию планктоном (мелкие живые либо растительные организмы). Например, китовая акула – самый большой представитель класса рыб. Она набирает полный рот воды, затем закрывает его и выдавливает воду через жаберные отверстия. Вода беспрепятственно выходит, а планктон рыба проглатывает. На больших глубинах, живут необычные по внешнему облику рыбы. У них огромные зубы и рот, они способны глотать добычу, которая по размерам намного больше чем они сами. Им нечасто удается покормиться, иногда им случается поймать жертву только раз в несколько месяцев. Орган дыхания у рыб – жабры. Большинство рыб мечут икру, из которой затем появляются мальки.

Киты всю жизнь проводят в воде. Они дышат через особое отверстие на голове (дыхало), поэтому, чтобы вдохнуть или выдохнуть воздух они поднимаются на поверхность. Самый большой представитель китообразных – это голубой кит. Он питается крилем (мелкие рачки), отцеживая их из воды при помощи огромных складчатых пластин (китового уса), растущих у него во рту. Рыбы и киты похожи между собой: обтекаемая форма тела, гладкая кожа кита и чешуя рыб покрыта слизью, способ передвижения в воде, плавники и хвост, все это делает китов похожих на рыб, но киты не является рыбой, т.к. они рождают детенышей и выкармливают их молоком. Киты относятся к классу млекопитающих.

Воспитатель: Рыбы и киты живут в воде, очень похожи между собой. Обтекаемая форма тела, наличие плавников и хвоста способствует передвижению их в воде. Но рыбы и киты относятся к разным классам. Почему? По какому признаку кита мы относим к классу млекопитающих? Каких еще вы можете назвать животных, которые выкармливают своих детенышей молоком? (Ответы детей.)

Проводиться игра «Море волнуется».

Вторая часть.

Дядька Водяной:

Как вы знаете, ребята, рыбы все живут в воде,

Рыбы все живут в воде, но на разной глубине.

Те, кому тепло милей – у поверхности морей, рек, озер и океанов.

Те, кому не нужен свет и теплая вода,

Те тихо и спокойно всю жизнь живут у дна.

В толще вод – кит живет.

Огромный, голубой – в мире самый он большой.

История эта случилась тогда, когда в океане спокойна вода

Одна любопытная очень рыбешка решила узнать,

Какую из тайн хранит океан.

В глубинах океана произошла беда.

Все наши обитатели пропали кто куда.

И что же распугало их, хотите вы узнать?

Для этого вам сказку надо прочитать.

(Чтение сказки.)

Сказка про кита

Эту сказку нашептала мне морская волна. А что в ней правда, что вымысел, сейчас и не узнать уже…

«Поющий кит»

Автор сказки: Ирис Ревю.

Накануне 19 февраля, когда все киты отмечают свой праздник, случилась эта сказочная история. Договорились киты, живущие недалеко от Сиреневого острова, выступить на главной морской сцене в День всех Китов. И надо же такому случиться, что накануне праздника солистка по имени КиТаня потерялась.

Всем известно, что киты способны издавать самый громкий звук из всех живых существ. Но как киты ни старались докричаться до КиТани, она не отзывалась.

А произошло вот что. КиТаня просто заснула. И не слышала громких, призывных звуков. Накануне она так резвилась на морских просторах, что сильно устала и крепко заснула. Пришлось китам выбирать новую солистку к празднику.

Наступил торжественный день. КиТаня к тому времени, конечно же, проснулась, и приплыла к Сиреневому острову. Там вовсю шла репетиция. КиТаня увидела, что место её занято и сильно расстроилась. Новая солистка обратила на это внимание. Киты – мирные животные, и стараются не разжигать конфликтов. Новая солистка предложила следующее:

— Давай один куплет буду петь я, а другой – ты, КиТаня. А припев мы споём вместе.

Так оно и случилось. Концерт был замечательный. 19 февраля, во Всемирный день защиты морских животных, киты ещё раз громко заявили о себе.

Вопросы к сказке

Когда киты отмечают свой праздник?

Как звали солистку, которая потерялась?

Какие животные способны издавать самый громкий звук из всех живых существ на Земле?

Кто из солисток пел на концерте?

Дядька Водяной:

Спасибо вам ребятки за разгаданные загадки,

За истории умные, за выводы разумные

Вас хочу я попросить,

Вы природу берегите, ей вреда не наносите.

Все, что плавает и скачет

Что бежит, растет, летает

Пусть от вас не пострадает.

Использованные источники

http://detskiychas.ru/ «Поющий кит» автор Ирис Ревю.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Читайте также

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...